Рынок благополучия

Перевод понятия well-being ближе всего к слову «благополучие», оно вошло в обиход благодаря книге Тома Рата «Well being». В ней автор проанализировал результаты 50-летнего исследования в 150 странах и пришел к выводу, что благополучие складывается из пяти элементов: здоровье, профессия, финансы, социальные связи и общественная вовлеченность.

Рынок благополучия, Александра Герасимова, FITMOST, инструменты well-being, well-being, программы психологической поддержки, онлайн-продукт в сфере well-being, поддержания благополучия сотрудников, концепция well-being, реализация концепции well-being

В диджитал-эпоху появилось множество цифровых инструментов, которые способствуют реализации концепции well-being как на персональном, так и на корпоративном уровне. Это онлайн-тренинги и марафоны, различные приложения и используемые гаджеты. Для поддержания благополучия используют широкий спектр сервисов – от приложений для йоги и тренировок осознанности до контроля финансов и формирования правильных привычек, рассказывает Александра Герасимова , CEO единого фитнес-абонемента FITMOST .

Читайте также: Программы заботы о здоровье и благополучии сотрудников, которые работают

В последние годы рынок корпоративных well-being услуг и продуктов отличался устойчивым ростом. Аналитики Grand View Research прогнозируют, что к 2027 году его мировой объем превысит $97 млрд. По оценкам некоторых участников российского рынка, в локальных масштабах он пока достигает лишь 1 млрд рублей, но в ближайшие годы будет расти гораздо быстрее, чем на Западе.

Во время острого периода пандемии  забота о психологическом и физическом состоянии человека стала актуальна, как никогда раньше. Что касается специфического узкого запроса о концепции well-being, то, судя по аналитике Google trends, в апреле пользователи вбивали в строку поиска это словосочетание в два раза чаще, чем в январе.


Повсеместная диджитализация и развитие услуг в онлайн способствовали появлению новых интересных форматов и инструментов well-being.

Спорт и фитнес

Социальное дистанцирование превратило занятия спортом в индивидуальную практику. Это повлияло на рынок фитнес-трекеров и умных часов, продажи которых с началом эпидемии выросли примерно на 20% по миру. Только в первом квартале 2020 года было куплено устройств на сумму 6 млрд рублей.

Формат удаленных тренировок существует уже давно, но только в пандемию онлайн-фитнес как явление приобрел грандиозный масштаб. Статистика SimilarWeb показала увеличение скачивания приложений для домашних тренировок на 102%. Первый массовый инструмент, который появился на рынке – это видео тренировки. Глобальные игроки вроде World Сlass запустили отдельные приложения с персонализацией занятий, а на российском рынке в эту нишу пришли компании, никак не связанные со спортом – например, «Билайн» и СКМ.

В пандемию такой узкоспециализированный формат, как удаленные live-тренировки, стал по-настоящему массовым. И впервые стал инструментом для корпораций.

Переход на удаленную работу для многих стал настоящим стрессом, который повлек за собой множество негативных эффектов – например, потерю вовлеченности и мотивации сотрудников. В этих условиях появился новый инструмент тимбилдинга в онлайне – корпоративные тренировки, медитации и зарядки перед началом рабочего дня. Мы запустили это направление в компании в апреле и за несколько месяцев провели тысячи таких занятий в России и за ее пределами, собирая десятки и сотни коллег из разных городов и стран. Сделать качественную онлайн-тренировку сложно, важно уделять внимание всему – и картинке, и качеству звука. Занятия должен проводить не просто квалифицированный тренер, а человек, который соответствует психологическому портрету компании, стилю общения, темпераменту команды.

Для компаний, которые не готовы к регулярным тренировкам можно провести день или неделю здоровья, так, например, недавно реализовали в компании «М.видео» с восемью тренировками в день в течение недели для сотрудников в разных часовых поясах.

Здоровье

Здоровье – один из важнейших факторов не только благополучия, но и всей жизни человека. Самоизоляция резко сократила возможность обращения за медицинской помощью, поэтому особенно востребованным стал формат удаленных врачебных консультаций. Например, крупнейшая китайская платформа телемедицины Ping зафиксировала 10-кратный прирост новых пользователей и 9-кратное увеличение количества онлайн -консультаций.

Корпоративный сектор также не остался в стороне, и многие компании начали плотное сотрудничество с организациями, предоставляющими услуги телемедицины. В первых рядах оказалась российская «Роснефть», которая  постепенно расширяет географию подключения к современной системе дистанционной медицинской помощи своих объектов по всей стране.

Полезные привычки

В пандемию разработчики гаджетов активно отзывались на актуальные запросы пользователей. Например, Apple добавил в смарт-часы функцию отслеживания гигиены рук. Датчики реагируют на движение и звуки и фиксируют, как долго хозяин устройства пренебрегал этой важной привычкой. Будучи синхронизирован с геолокацией, гаджет напоминает об этой необходимости после прихода домой.

Кроме того, ИТ-гигант совместно с Google занялся разработкой синхронизированного инструмента для отслеживания распространения вируса, которые анализируют социальные контакты человека. В условиях постковидного мира умеренное социальное дистанцирование, безусловно, можно отнести к разряду полезных привычек.

Любопытно, что подобные же инициативы можно найти и на внутрикорпоративном уровне. Например, компания Adafruit разрабатывает внутреннее приложение, чтобы сотрудники могли самостоятельно отслеживать свои контакты.

Настроение и психологический комфорт

Душевное состояние – важная составляющая концепции well-being. Излишне напоминать, что изменения образа жизни и вынужденные ограничения не способствовали психологическому комфорту социума и каждого индивида в отдельности. Многие театры и музеи запустили интернет проекты, чтобы повысить градус настроения в обществе. Например, театр «Eugene Ionesco» провел онлайн-марафон, который включал в себя обзор всех сезонов театральных постановок года.

Рынок благополучия, Александра Герасимова, FITMOST, инструменты well-being, well-being, программы психологической поддержки, онлайн-продукт в сфере well-being, поддержания благополучия сотрудников, концепция well-being, реализация концепции well-being

В пандемию выросла популярность трекеров, способных отслеживать настроение владельца. А спрос на приложения для снятия стресса увеличился на 32%. Они собирают информацию об эмоциональном состоянии человека, анализируют ее и представляют результат в виде наглядных графиков, а также дают рекомендации, как улучшить настроение: психологические упражнения, медитации, челленджи и игры для повышения уровня осознанности. Например, сервис Endel подбирает медитативные мелодии, которые соответствуют не только заданной цели: расслабление, тонус, сон и т.д., но и учитывает эмоциональное состояние пользователя.

Смотрите также: Wellbeing-технологии – основа благополучия компании. Управлять можно тем, что можно измерить

Многие компании разработали программы психологической поддержки своих сотрудников во время кризиса. Так, в Philip Morris International запустили консультации по вопросам здоровья, включая услуги психологов онлайн. Сотрудники могли общаться с ними как в группах, так и лично. Эти меры способствовали повышению настроения и самочувствия команд, и, соответственно, их продуктивности.

Очевидно, что рынок онлайн-продуктов в сфере well-being находится в самом начале пути, особенно в корпоративном сегменте. Развитие новые форматов и инструментов в будущем позволит компаниям выстраивать более гибкие программы поддержания благополучия сотрудников, сочетающие в себе и онлайн, и офлайн.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.