Рекрутинг по-японски: пожизненный найм и «шпинат»

Каждый год в начале апреля японские компании начинают «охоту» за молодыми специалистами. Претендентам на вакантные места предлагают пожизненную занятость (до 55-60 лет – момент наступления пенсии) и одинаковые зарплаты.

Рекрутинг по-японски: пожизненный найм и «шпинат», пожизненный найм, Worki, крах японского рынка труда, принципы работы в японских компаниях, Хоу+Рэн+Соу, японский топ-менеджмент, Гарантированное трудоустройство

Гарантированное трудоустройство сразу после университета, невозможность увольнения, понятная система бонусов, работа в одной-единственной компании. По мнению японского топ-менеджмента, такая модель трудовых отношений выгодна и работодателям, и сотрудникам. Одни получают верных работников, вторые – стабильность. В подобном виде традиционный весенний рекрутинг существует в стране восходящего солнца последние 50 лет. Однако в последние годы некоторые компании всерьез заинтересовались западной моделью трудоустройства. Далеко не все оценили эти перемены как изменение к лучшему.

Читайте также: Чему россиянину надо поучиться у трудолюбивых и не слишком наций

На сайте Worki появился материал по мотивам статьи Channel News Asia о том, как японские компании одна за другой начали отказываться от вековых традиций. Почему и с чем это связано?

На протяжении многих десятилетий молодые специалисты после прохождения испытательного срока остаются работать в компании до пенсии. Заработная плата работников зависит исключительно от длительности трудового стажа. Оплату труда молодым сотрудникам специально занижают, а старикам – завышают.

Теперь на этот показатель влияют навыки и компетенции. Чем интереснее молодой специалист для компании, тем на более высокую зарплату он может претендовать с первых дней работы.

Такаси Мураками, 23-летний продюсер в IT-стартапе, считает, что работникам нужно платить на основании их умений и достижений – это логично и способствует мотивации работников.

А вот Химано Митихиро, директор японского Центра развития торговли и экономических отношений, уверен, что пожизненный найм способен вызвать в сотрудниках чувство благодарности и преданности компании.

Примерно такого же мнения придерживается Хисаши Ямада, экономист Японского исследовательского института. Он опасается, что подобная практика ведет к потери мотивации среди «отстающих» сотрудников и способна спровоцировать крах японского рынка труда.

В последнее время японские специалисты заметили повышение спроса на рынке труда – на одного человека приходится 1.62 рабочих места, хотя уровень безработицы в стране по-прежнему низкий и составляет 2.5%. Возможно это и заставило некоторых работодателей пересмотреть свои взгляды на традиционный рекрутинг.

Рекрутинг по-японски: пожизненный найм и «шпинат», пожизненный найм, Worki, крах японского рынка труда, принципы работы в японских компаниях, Хоу+Рэн+Соу, японский топ-менеджмент, Гарантированное трудоустройство

Основные принципы работы в японских компаниях можно кратко сформулировать в трех словах: отчет, связь и консультации. Переведя это на язык иероглифов, получится слово «шпинат» = Хоу+Рэн+Соу. Это означает невероятный уровень дисциплины, порядка и стандартизации рабочих процессов.

Смотрите также: Азиатский бизнес. Особенности развития в России

Благодаря философии непрерывного совершенствования в любом виде деятельности Японии удалось очень быстро восстановиться после окончания Второй мировой войны. Но будут ли эти методы так же эффективны в современном обществе, где все выше ценятся человеческие качества, soft skills, нестандартность мышления и креативность в подходах, где на пороге уже поджидает искусственных интеллект?

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы