Программа стажировок Ozon Camp — это конвейер по привлечению, отбору, обучению и найму молодых специалистов
«Программа стажировок Ozon Camp» — это оплачиваемая работа в штате компании в формате от 20 до 40 часов в неделю на срок от 3 до 6 месяцев. Время опытных сотрудников освобождается для более сложных задач, а молодым талантам дается возможность начать карьеру и получить профессиональную экспертизу.
О реализованном кейсе рассказывает Ольга Зверева , лидер команды по развитию стажерских программ и автор концепции.
Читайте также: «Русагро» ищет талантливых аграриев среди школьников
Предпосылки создания проекта
Снижается возраст трудоустройства — большинство студентов уже работают на 2-3 курсе университета. Молодые и талантливые специалисты устраиваются на стажировку и таким образом уходят с рынка уже во время обучения. Задача любой компании — привлечь высокопотенциальных сотрудников именно к себе. При найме студентов есть возможность отобрать лучших из лучших, то есть тех, кто проявляет гибкость. На текущий момент нет программ обучения в вузах, которые развивали бы необходимые навыки и компетенции для сферы e-commerce, так как сфера еще сама формируется.
Подготовка проекта
Перед запуском проекта мы проанализировали существующие на рынке программы стажировок и другие форматы работы с молодыми специалистами. Прежде всего определили круг стейкхолдеров — заказчиков со стороны бизнеса, провели глубинные интервью для определения потребности.
В качестве следующего шага была разработана оптимальная схема оплаты труда для стажеров, достигнуты договоренности со смежными службами по процессу выхода и адаптации. Разработана уникальная креативная концепция, способствующая продвижению бренда работодателя среди студентов, а также база знаний и рекомендуемая программа обучения для достижения уровня младшего\специалиста.
Суть проекта
Программа стажировок Ozon Camp — это конвейер по привлечению, отбору, обучению и найму молодых специалистов с целью выполнения задач компании и закрытия вакансий профессионального подбора через перевод из стажеров в специалистов. Формат — оплачиваемая работа в штате компании в формате от 20 до 40 часов в неделю по гибкому графику на срок от 3 до 6 месяцев. Молодые специалисты работают в логистике, ИТ и бизнес-направлениях компании. Набор ведется в течение всего года в отличие от большинства программ на рынке.
Мы запустили программу стажировок, чтобы:
- обучать специалистов под нужды компании;
- развивать бренд работодателя и повышать узнаваемость компании на рынке труда;
- закрывать вакансии начального и среднего уровня;
- растить лояльных специалистов внутри компании, которые будут оставаться работать в компании на более долгий срок, чем специалисты с рынка;
- решать задачи бизнеса;
- обеспечивать преемственность через передачу опыта от экспертов Ozon стажерам.
Мы освобождаем время опытных сотрудников на более сложные задачи, а молодым талантам даем возможность начать карьеру в крупной компании, получить профессиональную экспертизу в создающейся сфере e-commerce.
Сложности реализации
Существует много стереотипов о компании: «Торгует книгами» или «Крупный интернет-магазин, в котором нет интересных задач». Через различные способы мы транслируем правильную информацию про компанию, разрушаем стереотипы.
Высокая конкуренция за таланты с другими топовыми компаниями — многие компании запускали программы стажировок не 3 года назад, а сильно раньше.
Мультикультурность: несколько разноплановых направлений, в каждом из которых свой портрет целевой аудитории, поэтому для полноценного охвата аудитории приходится тратить больше ресурсов.
Для выполнения задач компании даже на вакансии стажеров требования к кандидатам высокие. Бизнес растет год к году в два раза, что обуславливает следующую сложность — выделить 20-30% времени наставников, которое могло бы уйти на другие задачи, непросто.
И, конечно же, есть стойкий стереотип, что нанимать выгоднее мидл- и синиор-специалистов, а это справедливо не всегда.
Результаты проекта
Проект Ozon Camp стартовал в сентябре 2018 года. Со времени старта было проверено несколько концепций стажировки. По результатам проверки с бизнесом принято совместное решение не делать наборы волнами осенью и весной. Набор на стажировки идет в течение всего года. Потребность бизнеса в молодых специалистах с 2018 год увеличилась в 7 раз.
В 2018 году во время старта стажировок в Ozon был нанят 91 стажер, в 2019 году —151, в 2020 удалось закрыть 290 вакансий стажеров.
Команда стажировок ведет работу с момента привлечения студентов и выпускников на стажировки и до момента совершения перевода в младших специалистов или менеджеров. 115 ребят уже перешли внутри департаментов и стали специалистами только в 2020 году. Стажеры демонстрируют очень быстрый карьерный рост: один выпускник получил 4 повышения подряд и стал руководителем группы по работе с партнерами нового направления «Маркетплейс», другой стал руководителем группы по корпоративному развитию.
Выпускники программы становятся руководителями и возвращаются в программу уже с задачами для новых стажеров. Успешных историй много, несмотря на небольшой срок существования программы стажировок. Результаты работы стажеров применяются в бизнесе на ежедневной основе: засчет успешных наймов на стажировку и переводов на постоянные контракты мы завоевали доверие нескольких топ-менеджеров. Теперь они являются амбассадорами стажерских программ и привлекают свои департаменты к большему количеству найма на стажировки.
Особенно интенсивно программа стажировок работает в IT: 85% стажеров переходят в штат, а в среднем по компании — 65% остаются в команде Ozon после стажировки. Еще 15% выпускников программы стажировок проходят повторную стажировку для погружения в другие профессии с более высоким уровнем требований. Несмотря на возможность нанимать стажеров на срок до 6 месяцев, нанимающие менеджеры зачастую переводят талантливых стажеров на более высокую позицию ранее срока окончания стажировки: средний срок стажировки составляет 4 месяца. Стажеры работают в 70+ различных группах Ozon.
Смотрите также: «Страна железных дорог»: профориентация школьников
Сейчас в моменте работают 170 стажеров, ведется набор более чем по 100 вакансиям. Выпускники программы стажировок, переведенные на постоянные контракты, работают в компании от 2 лет и больше при среднем сроке работы в 1,5 года у нанятых с рынка.
Компания активно работает с вузами, студентами, студенческими сообществами и наставниками для целей формирования экосистемы по работе с молодыми специалистами. В целях этой экосистемы заложена польза для каждой из сторон-участников.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?