«Русагро» ищет талантливых аграриев среди школьников
Чем специфичнее сфера деятельности, тем острее ощущается кадровый дефицит. В агробизнесе проблема подбора персонала особенно актуальна. Сельскохозяйственные профессии крайне непопулярны, поэтому закрывать вакансии становится все сложнее. Агрокомпаниям приходится придумывать все более нестандартные решения, чтобы привлекать молодых сотрудников. Группа Компаний «Русагро», например, реализовала проект «Ростки будущего», в рамках которого формирует пул будущих сотрудников.
Кейс претендует на победу в номинации Be Cool бизнес-премии WOW ! HR 2019 .
Идея проекта
Помимо трех традиционных направлений благотворительной программы агрохолдинга «Русагро» (поддержка школ и детских садов, а также строительство детских и спортивных площадок), с 2018 года добавилось новое, четвертое направление – образовательная инициатива «Ростки будущего», которая представляет собой систему ранней профориентации школьников с использованием самых современных методик.
Читайте также: Как благодаря «Кибервызову» «Ростелеком» создал кадровый резерв
Инициатива в 2018 году охватила более 3300 школьников в Тамбовской и Белгородской областях, включала в себя серию интерактивных занятий, конкурс проектов и итоговый красочный фестиваль науки.
Предпосылки появления проекта
Группа Компаний «Русагро» (крупнейший вертикальный агрохолдинг России (15 тысяч сотрудников), заинтересована в привлечении и удержании молодежи, которая привносит новый взгляд на технологии и процессы. В то же время 80% производственных площадок «Русагро» находятся в сельской местности, где существует кадровый дефицит, особенно в АПК. Кроме того, аграрные вузы традиционно не привлекают «сильных» абитуриентов-школьников. Соответственно воронка найма в вузе для компании также довольно узкая. Поэтому руководство компании решило увеличить привлекательность агроспециальностей для талантливых школьников в ключевых регионах. Для этого создали образовательную инициативу «Ростки будущего».
С одной стороны, эта инициатива работает на компанию – создавая систему раннего профессионального самоопределения школьников и их эмоциональной привязки к компании для формирования долгосрочного кадрового резерва. С другой стороны, помогает школьникам – выравнивает конкурентные возможности детей, живущих в разных социальных условиях, поддерживая их личностное развитие и формируя soft skills.
Инициатива также помогла стимулировать научно-исследовательскую деятельность и инженерно-техническое творчество школьников. В рамках инициативы «Ростки будущего» осуществляется социализация одаренных и талантливых детей, а также поощрение их бизнес-активности.
Подготовка проекта
Первоначально группа, ответственная за разработку и реализацию проекта, изучала опыт профориентации в других компаниях. Какие-то наработки, безусловно, брали на вооружение. Но в целом, внедряя проект внедряли новшества, например, принцип каскадного наставничества.
Создана трехуровневая система профориентации школьников с участием партнеров – ключевых школ в регионах присутствия «Русагро», а также двух вузов – Мичуринского государственного аграрного университета (МичГАУ) и Белгородского государственного аграрного университета (БелГАУ).
Сама методика проведения интерактивных занятий также была новаторской – детей знакомили с агроспециальностями через современные и познавательные виды деятельности, интересные для «поколения Z». Это и квесты, и логические задачи, и даже запуск дронов.
На разных этапах инициативы состав команды видоизменялся. К разработке методики проведения интерактивных занятий для школьников привлекли кандидата педагогических наук. Сами занятия частично проводили волонтеры – студенты Мичуринского государственного аграрного университета, а частично привлеченные специалисты – тренеры-игротехники.
В рамках конкурса проектов активно участвовали преподаватели из МичГАУ и БелГАУ, они консультировали учителей школы и самих школьников. Также помогали наставники из «Русагро» – главные инженеры, ветеринары, агрономы и технологи.
Бюджет проекта
Образовательная инициатива «Ростки будущего» реализуется в рамках благотворительной программы «Русагро». Уровень финансирования программы ежегодно рассчитывается исходя из 0,5% Фонда оплаты труда (ФОТ) района присутствия производственных площадок компании. В 2018 году на инициативу «Ростки будущего» было выделено 15% от общего бюджета на благотворительность.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап – разработка методики, производство материалов, согласование графика посещения школ с Департаментами образования – занял два месяца.
В апреле 2018 года стартовал первый этап инициативы - серия интерактивных уроков, включающие в себя разные форматы деятельности, мотивирующих подростков на активный выбор будущей профессии. По условиям игры команды из школьников должны покорять новую экзопланету. Для этого нужно подобрать правильный корм и условия для поросят, засеять поле самими выгодными культурами, получить «виртуальный» урожай и переработать его.
Не забыли и о технике - ребята сами собирают машины, измеряют пробег и даже запускают небольшие дроны. За апрель так поиграть смогли более 3300 школьников 7-8 классов Тамбовской и Белгородской областей.
На втором этапе ребят ждал конкурс проектов. Целью конкурса было привлечение внимания к инновациям в агропромышленной сфере, стимулирование научно-исследовательской деятельности и инженерно-технического творчества школьников, социализация одаренных и талантливых детей и поощрение их бизнес-активности. Школьники в течение летних месяцев готовили научно-исследовательские работы по четырём направлениям: животноводство, растениеводство, механизация, технология производства и переработки с/х продукции.
Им помогали наставники из Мичуринского государственного аграрного университета, из Белгородского государственного аграрного университета и из «Русагро». Благодаря этой инициативе все это время участники находились в позитивной социальной среде проектной деятельности, развития, эксперимента.
Всего было подано 80 проектов. По завершению конкурса проектов лучшие команды были приглашены на фестивали «Ростки будущего» в Тамбовской и Белгородской областях, которые состоялись в сентябре. На них более 3400 посетителей (20% из них дети) смогли ознакомиться с интереснейшими проектами, что, в свою очередь, повысило интерес к научным разработкам в сфере сельского хозяйства.
Победители конкурса в четырех номинациях отправятся летом 2019 года в летний лагерь на Черноморском побережье, педагоги-кураторы получили подарочные сертификаты и возможность пройти обучение на базе профориентационного лагеря, а школы – денежные гранты.
Вызовы проекта
Проект был очень масштабным, за апрель необходимо было объехать более 30 районов Тамбовской и Белгородской областей, посетить более 40 школ. Поэтому на первом этапе больше всего сложностей вызвала именно логистика и согласование со школами.
В рамках конкурса проектов стало ясно, что проектная деятельность в сельских школах развита слабо и все команды нужно обучать и консультировать. Так как ресурса на это внутри компании не было, мы обратились за помощью к нашим вузам-партнерам – МичГАУ и БелГАУ. Они с этой задачей успешно справились.
Итоги проекта
Проект, конечно, рассчитан не на один год, как, наверное, любой проект со школьниками. В 2018 году в проекте были задействованы только учащиеся 7-8 классов наших ключевых школ. Уже в 2019 году многие из них будут выбирать сузы и можно будет проанализировать статистику по абитуриентам в колледжи и техникумы нашей направленности. Среди победителей конкурса проектов 80% ребят хотят поступать в будущем в агровузы. Многие из них придут затем в «Русагро» на стажировку.
В рамках проекта удалось создать трехуровневую систему профориентации школьников с участием партнеров – ключевых школ и агровузов в регионах присутствия «Русагро», и только за первый год охватить более 3300 детей.
Смотрите также: Фестиваль науки как способ возродить инженерные династии
Сама методика проведения образовательной инициативы способствовала развитию универсальных профессиональных навыков – soft skills у школьников, а также привлекла их внимание к инновациям в агропромышленной сфере, стимулировала их научно-исследовательскую деятельность и инженерно-техническое творчество. Все изначальные задачи были выполнены.
В 2019 году планируется расширить географию программы и включить Курскую и Орловскую области.
Фото «Русагро»
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR2019
{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}
Что Вы думаете об этом?