Ошибки и принципы организации стажировок
В чем основные ошибки организации стажировок, как выстроить процесс, чтобы все участники получили максимальную пользу, в чем важность вводного дня и как настроиться самому стажеру, порталу HR-tv.ru рассказала Ольга Кадомская , специалист отдела обучения и развития персонала контакт-центра Kolocall.
- Ольга, зачем вообще компании нужны стажеры? Хлопот с ними много, нужно выделять куратора...
- На мой взгляд, это мнение компаний, которые не готовы прикладывать усилия для привлечения лучших специалистов, в том числе выпускников. Хотят пойти простым путём – получить сразу готового сотрудника с нужными знаниями и опытом на простую позицию. Но такое бывает редко, этот подход требует больше материальных и временных затрат.
Стажировки сейчас приобретают всё большую популярность. Есть и плюсы, и минусы. С финансовой точки зрения привлечь стажёра выгоднее, чем постоянного штатного сотрудника. Я вижу 3 повода для организации стажировок в компании:
1. Привлечение лучших начинающих специалистов.
2. Формирование кадрового резерва (по итогам стажировки можно приглашать на постоянное место работы).
3. Развитие бренда компании. В последнее время распространено мнение, что важно вкладывать деньги не в поиск и привлечение персонала, а в формирование бренда работодателя, чтобы нужные люди сами приходили в компанию. Усилия (куратор/наставник/руководитель, внимание) нужны не только в отношении стажёров, но и для постоянно работающего персонала по понятным причинам.
Но и не каждой компании необходимо организовывать стажировки. Например, тем, кто работает на рынке фондовой биржи, нецелесообразно искать потенциальных брокеров, инвесторов среди студентов.
Читайте также: 3 шага на пути к повышению в должности
- В Интернете полно негативных отзывов стажеров. То им поручают не то, то вообще ничего не поручают, то ничего не объясняют. Есть ли у них, как считаете, реальные основания для недовольства?
- Я бы добавила еще несколько претензий: это низкий уровень оплаты либо неоплачиваемая стажировка, отношения со стороны коллектива, объём работ, «бесполезность» работ и условия труда. Люди склонны преувеличивать.
Я думаю, что не стоить верить всем отзывам без исключения, так как требования у молодого поколения достаточно завышены, но рассматривая ситуацию под другим углом, можно предположить, что не во всех компаниях выстроена система проведения стажировок (а системность в любом процессе – очень важный параметр), отсюда неприятные отзывы. И с ними нужно работать.
- Каких рекомендуете придерживаться принципов в организации стажировок?
- Важно, чтобы у человека сформировалось чёткое представление о компании, ее структуре, бизнес-процессах. Обязательно должен быть вводный день, где происходит не только знакомство с компанией, но и некий инструктаж: кто помогает, кто контролирует, кто даёт обратную связь – один ли это человек или разные люди? Какие задачи стоят перед стажёром, как они влияют на работу компании – показать важность присутствия конкретного звена – чем руководствоваться при выполнении задания. Обязательно разработать программу стажировки. Выделять несколько ответственных, один сотрудник не справится и с начинающими специалистами, и со своими прямыми обязанностями. Цель стажировки – не свалить грязную работу на человека, но и дать полезные навыки и новые знания.
Задействуйте новичка по максимуму: приглашайте на планёрки, знакомьте с другими сотрудниками. И самое важное – это коммуникация. Нельзя допустить ситуации, когда кураторы «смотрят свысока, ничего не объясняют, дают неинтересные задания», как пишут в отзывах. И последний момент – это заключение трудового договора и запись в трудовую книжку, если стажировка длится более 5 дней – обязательное требование ТК РФ.
Читайте также: Работа, перейди на Федота: какой он, выпускник-2016?
- А как в свою очередь, рекомендуете стажеру стажироваться с максимальной пользой?
- Проявлять инициативу, просить новые задания, делать чуть больше требуемого и делать качественно. Не стесняться задавать вопросы и предлагать идеи. Самое главное – это внутреннее понимание и стремление, а на это сложно повлиять нам как работодателям.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?