О`КЕЙ: Профи на все 100
Розничная сеть О`КЕЙ запустила ежегодный конкурс, задачи которого – совершенствование профессионального уровня линейных профессий и вовлечение их в профессию,повышение стандартов клиентского сервиса в магазинах через обучение и развитие соответствующих навыков и компетенций, и самое главное признание сотрудников, формирования ценности – быть лучшим в своем деле и иметь возможность реализовывать себя на рабочем месте.
Развитие корпоративной культуры дает возможность компаниям искать и вовлекать в свой круг близких по духу людей, создавать профессиональные команды, которые говорят на едином языке ценностей и разделяют видение будущего и цели организации. Работая над проектами в этой области, необходимо находить творческие, интересные в первую очередь самим сотрудникам идеи и решения.
Читайте также: Не аналог соцсети, а лучше. Совкомбанк о своем портале
Конкурс профессионального мастерства «Профи на все 100» — это соревнования для сотрудников, которые искренне любят свою работу, хотят в ней развиваться и совершенствоваться, и что немаловажно – делиться своим опытом с другими.
О задачах и организации рассказывает Елена Полозова, Директор по персоналу Групы Компаний О’КЕЙ.
Проект Конкурс профессионального мастерства «Профи на все 100» претендует на победу в номинации PlayHard бизнес-премии WOW ! HR 2020 .
Наш покупатель формирует свое мнение о магазине по уровню качества и сервиса, который он получил в торговом зале : как быстро и правильно пробили товар на кассе, продали качественную, вкусную и свежую кулинарию или выпечку, сэкономив его время на приготовление еды, помогли оперативно найти нужный товар на полке и так далее. Эти факторы влияют на его решение вернуться в этот магазин или же искать другой вариант. В условиях высокой конкуренции – в том числе с онлайн-сервисами – именно уровень обслуживания и качество товаров собственного производства становятся главными преимуществами.
Миссия бренда работодателя О’КЕЙ — «Лучшее место для работы и покупок». В стратегии работы с персоналом мы создаем атмосферу, которая дает сотрудникам возможность реализовывать свой профессиональный и творческий потенциал. Мы уверены, что реализация человека в работе с полной отдачей и конструктивной обратной связью делает сотрудника довольным своими результатами и перспективами. Так мы понимаем счастье в деятельности. Довольный и счастливый сотрудник – это, разумеется, счастливый клиент.
Мы всегда ориентированы на самое высокое качество не только в продуктах, но и в своей работе, и хотим, чтобы сотрудники, которые разделяют с нами эти ценности, получали особое признание в компании. Я думаю, что всех сотрудников, которые искренне любят свою профессию и хотят в ней стать лучшими, по праву можно назвать «профи» своего дела.
В «Профи на все 100» участвует линейный персонал четырех профессий:повар, пекарь, кассир и продавец. В процессе сотрудники проходят через 3 этапа:
- конкурс в своем магазине (77 магазинов);
- конкурс на уровне региона (4 региона),
- финальное шоу в Москве.
Существует также предварительный нулевой этап подготовки и дополнительного обучения. Он дает возможности:
- замерить уровень гостеприимного сервиса каждого сотрудника и пройти обучающие инициативы для следующих быстрых изменений и возможности участия в конкурсе;
- повысить профессиональные навыки и применить их в работе сразу же;
- принять участие в мероприятиях, направленных на объединение команд магазинов, и получить исчерпывающую подробную информацию о возможностях конкурса.
Впервые мы запустили конкурс в 2018 году, вторая волна прошла в 2019-м.
Цели проекта
Перед нашей компанией стояли две глобальные задачи, которые требовали нестандартных решений.
1. Непрерывное обучение и совершенствование навыков клиентского сервиса сотрудников розничных профессий, повышение стандартов обслуживания.
Большой опыт внедрения развивающих и мотивационных проектов для сотрудников в Компании показывает, что сотрудники развивают и повышают свои профессиональные навыки через игровые и соревновательные механики. На всех этапах – от 0 до финальных игр – сотрудники каждой профессии проходят через ряд тестирующих, обучающих, развивающих и объединяющих в команду инициатив, таким образом мы охватываем все формы обучения ключевым навыкам сервиса сотрудников в наших магазинах.
2. Развитие в профессии и признание ценности своего мастерства и профессионализма в компании и на рынке розницы .
Результаты опросов вовлеченности показывали огромное желание линейных сотрудников демонстрировать уровень своего мастерства, развивать навыки и соревноваться с коллегами. К примеру, каждый повар и пекарь в наших магазинах обладает огромным творческим потенциалом, но ассортимент не всегда может удовлетворить стремление готовить искусные и сложнокомпонентные блюда.
C момента основания компании наши кассиры в Санкт-Петербурге, а потом в Ростове участвовали в городских и региональных профессиональных конкурсах. Мы видели, насколько состязания в мастерстве влияют на вовлеченность в работу и сплоченность коллектива, а также на лояльность к магазину, в котором работают сотрудники.
3. Повышение престижа линейных профессий на рынке розницы.
Мы понимаем, что работа на линейных позициях в магазине по сложившейся традиции считается не самой привлекательной. При этом она требует большой отдачи, доброжелательности, желания общаться с людьми, помогать им и, конечно же, профессионализма. Нам нужно было найти способ показать, что все эти качества и навыки очень важны, и мы их высоко ценим, понимая их принципиальное значение для покупателей и влияние на рост прибыли.
В 2017 году при первом представлении проекта и защите бюджета мы соединили потребности сотрудников с HR-стратегией, направленной на создание лояльной и вовлекающей среды. В некоторых частях конкурса мы применили геймификацию для усиления соревновательного духа и для того, чтобы вовлечь в поддержку соревнования как можно больше «зрителей» из сотрудников компании.
Команда проекта
В компании существует постоянная экспертная группа, которая разрабатывает и реализовывает всю методологию и организацию соревнований и оценки — от предварительного этапа до финальных игр. Она включает экспертов компании по разным направлениям от производства и кассовой администрации до обучения, развития и внутренних коммуникаций – более 350 человек во всей организации.
Обучающий (0), первый и второй этапы конкурса «Профи на все 100» проводятся исключительно нашими внутренними силами. В организации и проведении соревнований на уровне магазинов и регионов участвуют все сотрудники на местах от директора и руководителей отделов до руководителей по персоналу.
Кроме того, мы каждый год организуем тендер для выбора агентства, которое вместе с нами занимается разработкой креативной концепции Финальных игр, а также ее реализацией под ключ.
В 2019 году мы провели ребрендинг проекта, а также визуальных и информационных материалов конкурса. Мы отдельно сосредоточились на информационной поддержке в соцсетях. На протяжении всех этапов конкурса этим занималось также агентство.
Этапы реализации
Мы не рассматривали задачи как сложности или испытания, мы определили цели и направили на их достижение усилия проектной команды:
А) Привлечение в конкурс максимально возможного количества участников. Эта задача разбивалась на две части:
- создание программы обучения, которая готовит участников к конкурсу. Она должна была быть актуальной как для новых сотрудников, так и для тех, кто давно работает в компании;
- разработка информационной кампании.
Обучающая программа отвечала текущим требованиям бизнеса. Для всех сотрудников производственных профессий мы провели мастер-классы по изготовлению пиццы - продукта, который любят наши посетители. То есть в интересном формате работники повысили свою квалификацию в производстве теста и выпечке пиццы, разрабатывали авторские начинки, при этом закрепляли знания по ХАССП, СанПиНу и т.д. Сотрудники сервисных профессий в обязательном порядке участвовали в обучающей игре аналогичной «Сто к одному», во время которой освежили знания по стандартам гостеприимного сервиса, санитарных норм и ХАССП, кассовой дисциплине и т.д.
Коммуникационная кампания «Профи на все 100» проходила в корпоративных соцсетях компании, а также велась на корпоративном портале и транслировалась на инфодосках в магазинах и офисах компании. Информация со всех регионов и магазинов собиралась и компилировалась, чтобы аудитория получала общую картину соревнований. Коммуникационная компания конкурса (публикации в соцсетях, новости на внутренних порталах компании и на сайте) охватила около 500 000 человек.
Б) Разработка алгоритма предварительной оценки персонала для отбора участников на первом этапе (на уровне магазина) после обучающей программы.
Методика оценки всех сотрудников профессий, которые участвовали в конкурсе, включала профессиональные качества (например, для кассиров – скорость пробития, чек-лист, трудовая и кассовая дисциплины, соблюдение ПВТР и т.д.). Это помогло решить бизнес-задачу – отследить показатели, которые требуют особого внимания, или обратить внимание на отдельные магазины по ряду низких результатов.
В) Подготовка системы судейства и обучение жюри.
В 2019 году мы изменили систему судейства: ввели новые показатели по сервису и соблюдению СанПиН норм во время игры, а также добавили коэффициент влияния индивидуального результата на командную оценку и разный уровень влияния каждого показателя в системе оценки.
Кроме того, в состав жюри Финальных игр 2019 года вошли два внешних эксперта: Андрей Романов, технический директор Национальной ассоциации кулинаров России, и Оксана Кузнецова, директор ФНЦ пищевых систем им.В.М. Горбатова РАН. Они высоко оценили систему игр (от механики до судейства) и профессиональный уровень игроков.
Аудитория проекта
Проект «Профи на все 100» охватывает самое большое подразделение компании – розницу, то есть все магазины и экспертов из центрального офиса по направлениям собственного производства, сервиса и технологий продаж. И поскольку конкурс проходит в течение почти полугода, в него вовлечены топ-менеджеры и директора каждого магазина, весь Департамент по работе с персоналом и почти все сотрудники линейного состава магазинов.
В 2018 году, когда проект запускали впервые, сотрудники с осторожностью подходили к вопросу участия в нем. Однако, когда прошла первая волна соревнований, мы получили много отзывов от участников и победителей - о конкурсе и об их эмоциях. Так нашими амбассадорами стали более 400 сотрудников.
2019 год показал масштабные результаты:
- в рамках нулевого, предварительного этапа мы вовлекли в обучение и оценку порядка 7000 сотрудников;
- заявку на участие в конкурсе подали 1700 человек (в 2018 году - около 700).
В 2020 году мы проведем через обучающий (0) этап более 12 000 сотрудников розницы и проведем конкурс на 7 ключевых профессий розницы (повар, пекарь, пекарь-кондитер, рубщик, рыбачок, продавец и кассир). Также мы развиваем смысловое поле проекта и добавляем параллельные конкурсы: серия соревновательных инициатив для детей наших сотрудников МИНИ ПРОФИ, а также конкурс команд болельщиков, который будет проходить сквозной инициативой через все этапы конкурса.
Смотрите также: Игра-экспериментариум "Обучай и развивай"
Розницу заинтересовал проект, сотрудники охотно поддерживали соревнование и своих коллег, участвующих в нем. По завершении конкурса «Профи на все 100» в 2019 году уже задавали вопросы о новой, третьей волне проекта!
Результаты
В 2018 году уже после первого этапа соревнований на уровне магазинов сотрудники своими глазами увидели, что участие и победы – это реально, и начали готовиться к следующему конкурсу. В 2019 году каждый третий участник проекта – это участник и предыдущего года. Два человекав 2018-м победили только на первом и втором этапах, но уже через год вышли в Финал!
По результатам 2019 года, конкурс оказал существенное влияние на снижение текучести персонала: 29% vs 43% в 2018-м (снижение на 14%).
Сегодня «Профи на все 100» – это огромный системообразующий проект нематериальной мотивации сотрудников. Мы защитили развитие проекта на 2020 год, и будем вводить в него новые профессии, развивать обучающую и игровую механику, а также приглашать к кураторству проекта внешних экспертов.
Фото О`КЕЙ
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2020 .
{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}
Что Вы думаете об этом?