Не сидеть на месте: профилактика выгорания
Признают ли топ-менеджеры существование проблемы «выгорания» сотрудников? В российской независимой нефтесервисной компании «НафтаГаз» — да. Несмотря на то, что компания по параметрам своей истории и среднего возраста персонала сравнительно молодая, здесь заниматься профилактикой выгорания. Как это делается, рассказывает заместитель генерального директора АО «НафтаГаз» по работе с персоналом Дмитрий Захаров .
Проблема профессионального выгорания действительно существует, и игнорировать ее нельзя. «НафтаГаз» пока компания молодая и не очень большая — на сегодня в коллективе порядка 1700 человек. Но мы растем, развиваемся, года через два-три количество персонала, по плану, возрастет до 3000 человек. И профессиональное выгорание — как любое заболевание — легче предупредить, чем лечить.
Читайте также: 7 признаков выгорания и 3 способа повернуть процесс вспять
Есть хорошая наработанная практика — дольше трех лет человека на одном месте не задерживают. Меняют:
- локацию,
- направление работы,
- сферу деятельности,
- степень ответственности.
Любой успешный бизнес, как правило, может предоставить своим сотрудникам возможности для развития . Это может быть развитие «по горизонтали» — наращивание знаний и умений в своей профессиональной плоскости, а может быть «по вертикали», то есть с продвижением по карьерной лестнице. Если человек ценен, если он в принципе сохранил желание работать, зарабатывать, остаться в профессии и в компании, то помочь ему можно и это прямая ответственность руководителей.
Психологические исследования неоднократно доказали: бОльшую усталость вызывает не напряжение, а монотонность, рутина. Погружаясь в новый вид деятельности, сотрудник вновь начинает испытывать интерес к работе. Да и к жизни — все-таки именно на рабочем месте мы все проводим львиную долю нашего времени.
В нашей отрасли предоставить специалисту новые возможности для реализации, может быть, несколько сложнее, чем в других. Но эти возможности для личного развития в «НафтаГазе» есть! Потому что сама компания динамично развивается — постоянно наращивает мощности, запускает новые проекты, расширяет географию присутствия и внедряет новые технологии.
Молодежь, как правило, больше страдает от рутины. Один из самых молодых по возрасту у нас IT-департамент, и скучать там сотрудникам совершенно некогда. «НафтаГаз» — очевидный лидер российского нефтесервиса по внедрению различных средств автоматизации и цифровизации. Применяются программные продукты от мировых лидеров этой индустрии. Ведется разработка и внедрение собственных программ для решения практических задач компании . Нет «заболоченности», когда IT-специалист только контролирует давно установленные программы и раз в год обучает нового пользователя работе с нею.
В работе с «полевым» персоналом необходимы, конечно, немного другие подходы. Для человека, который всю жизнь бурит скважины, важны прежде всего стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Но и интересные проекты тоже играют большую роль.
Ощущение стабильности мы стараемся обеспечивать своевременной зарплатой, социальной защищенностью, улучшением условий труда и отдыха. Уверенность в том, что работа есть сегодня, будет завтра и послезавтра — дорогого стоит. Люди берут кредиты, у всех ипотека, дети растут, их надо учить... Компания «НафтаГаз» дает спокойствие за будущее. В 2019 году объем работ вырос на 55% по сравнению с 2018 годом. Портфель долговременных контрактов сформирован до 2024 года.
Для технического персонала буровых участков очень важно, чтобы проекты были интересные. И в этом плане в компании «НафтаГаз» тоже есть, где применить свои знания и опыт. Проекты реализуются очень разные по техническим характеристикам, по природным условиям, технологиям бурения, по сложности. Сейчас активно прорабатывается рынок бурения газовых скважин — это особенная тема. Для людей все это интересно. Это вызов их профессионализму, это опыт и повышение квалификации. Не устаем говорить нашим сотрудникам: «Ваша стоимость, как специалистов, растет с каждым днем работы в компании. И это действительно так: некоторые из специалистов, которых мы вырастили, сейчас работают на буровых за рубежом и довольно успешно.
Хорошо стимулируют интерес к работе различные программы обучения. Они помогают человеку немножко встряхнуться, получить новые знания, навыки, а значит и новый взгляд даже на ту работу, которая стала привычной. В компании есть своя корпоративная школа буровых мастеров, супервайзеров и бурильщиков. Ее задача — формировать кадровый резерв, помогать в развитии сотрудникам с высоким потенциалом . Расписание школы постоянно пополняется какими-то новыми программами. В качестве преподавателей мы привлекаем, помимо штатных инструкторов, самых опытных сотрудников, а также специалистов зарубежных сервисных компаний.
Смотрите также: Wellness в компании: как мотивировать сотрудников на здоровый образ жизни
Большие планы в этом направлении на 2020 год и, надеюсь, мы получим от этого хороший эффект, в том числе и в работе с проблемой профессиональной эмоциональной усталости. Нами разработаны собственные программы обучения по обслуживанию бурового оборудования совместно с механиками и энергетиками. Готовим обучающие видеопрограммы, создаются видеоматериалы для адаптации вновь принятых сотрудников.
Работа с персоналом проводится большая. И есть заметные результаты этого труда. Мы видим, как серьезно (более чем на 25%) снизилась текучесть кадров, коллектив становится более сплоченным, более преданным компании и своим коллегам. А главный ресурс любого бизнеса — это все-таки не машины и компьютерные программы, а люди.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?