«Метро с тобой повезет»: новая концепция массового подбора
Москва не стоит на месте, безустанно разрастаясь и застраиваясь новыми районами. И чем больше новых районов заселяется, тем шире транспортный узел города. Московский метрополитен не отстает от темпов города открывая все новые и новые станции и депо. Для обеспечения бесперебойной и высококачественной работы всех станций и депо потребовалось за 1,5 года набрать и обучить более 5000 сотрудников.
Подробностями успешного кейса поделились Павел Ковалев , заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом, Елена Юношева , начальник отдела внутренних коммуникаций и Ирина Царева , начальник центра подбора персонала ГУП «Московский метрополитен».
Проект «Новая концепция привлечения и подбора на массовые профессии» претендует на победу в бизнес-премии WOW!HR в номинации MakeTeam.
Предпосылки создания проекта
Рекордные темпы развития транспортной инфраструктуры Москвы потребовали решений по увеличению потока соискателей и оптимизации процессов подбора персонала массовых профессий: за два года Московский метрополитен ввел в эксплуатацию 25 новых станций и 3 электродепо. Это и стало отправной точкой прорывной модернизации кадровой политики. Для того, чтобы закрыть потребность города и укомплектовать все станции требовалось набрать, обучить и вывести более 1500 машинистов поездов.
Читайте также: Особенности работы HR-специалистов в ИТ-сфере
До модернизации кадровой политики кандидат сталкивался с отсутствием единой информации по основным массовым профессиям, терялся в количестве контактных телефонных номеров. Из-за длительности процедур подбора множество кандидатов не доходили до заключения ученического договора, порядка 60% звонков от соискателей были упущены. А отсутствие централизованного сбора статистики по звонкам и обращениям кандидатов не позволяло корректно отслеживать воронку подбора.
Специфика работы основных массовых профессий Московского метрополитена уникальна и не имеет ресурсов на внешнем рынке. Наша система кадрового формирования состоит из привлечения кандидатов, подбора и обязательного обучения узкоспециализированных сотрудников. От момента проявления заинтересованности к вакансии до начала работы у кандидата на должность машиниста поезда могло уходить до 11 месяцев. Два месяца из них занимали оформление, проверка документов, прохождение осмотров и направления на профильное обучение. При этом необходимые инстанции находились в разных районах Москвы и были территориально удалены друг от друга.
Часть соискателей были демотивированы и измотаны еще до момента начала обучения. Случалось и такое, что в процессе учебы кандидаты осознавали, что специальность им не подходит и не заканчивали курсы. Все это совокупно вызывало дефицит кадров массовых профессий.
Нам было важно создать комплексную коммуникационную кампанию, направленную на привлечение соискателей, увеличение потока кандидатов на открытые вакансии, повышение престижа рабочих профессий, а также улучшение имиджа метрополитена как работодателя.
Выбор названия и подготовка к реализации
Название проекта «Метро с тобой повезет» было выбрано не случайно.
Слово «везет» имеет два значения: «Везет» - в плане удачи, и «Везет» - в плане перемещения, передвижения. Это игра слов, говорящая о том, что соискателю повезло попасть в штат такой масштабной организации, а метрополитен при помощи новых сотрудников сможет перевозить еще больший пассажиропоток.
Для реализации проекта был разработан комплекс мер, направленных не только на то, чтобы увеличить число заинтересованных кандидатов, но и на увеличение числа кандидатов, направляемых на обучение.
Мы собрали портрет ключевой целевой аудитории : молодые люди 20 - 25 лет, после армии, со средним профессиональным или неоконченным высшим образованием, живущие в ближайшем Подмосковье или Москве, нацеленные на высокий и стабильный заработок, пассажиры общественного транспорта, в основном, визуалы.
Исходя из интересов этой аудитории основными задачами было:
- Заменить дизайн и визуальный ряд объявлений в вагонах метро.
- Создать доходчивый и легко воспринимаемый коммуникационный посыл.
- Показать «бенефиты» профессии.
- Рассказать от первого лица, почему стоит идти работать в Мосметро.
Этапы реализации
Проект стартовал весной 2018 года и состоял из 4 блоков:
- Привлечение внимания.
- Удержание внимания.
- Информирование заинтересованных кандидатов.
- Развитие SMM-продвижения бренда.
На первом этапе были сняты видеоролики, нацеленные на ознакомление зрителей с профессиями метрополитена. В каждом видео представители какой-либо специальности позиционировались как герои своей профессии. Ролики транслировались в вагонах поездов, на информационных стойках в вестибюлях и на платформах станций.
На втором этапе , летом 2018 года, раздел вакансий на официальном сайте метрополитена был преобразован в сайт-сателлит job.mosmetro.ru, создан новый дизайн и наполнение. Сайт обновляется в реальном времени, кандидат может видеть все актуальные вакансии и их описание. Параллельно мы разработали новую концепцию рекламной кампании по привлечению соискателей.
На третьем этапе , осенью 2018 года, был создан контактный центр для приема звонков от соискателей на единый справочный номер. Для работников центра разработали стандарты общения с кандидатами и скрипты по каждой профессии.
Все основные процессы по подбору кандидатов на массовые профессии перенесли на одну площадку: консультации, собеседования, тестирования, оформление. Для кадровых специалистов также разработали свои стандарты общения с соискателями. Также мы ввели практику сопровождения кандидата от первого звонка до заключения ученического договора.
Теперь заинтересованные соискатели могут позвонить по единому номеру, узнать специфику вакансий, получить рекомендацию по выбору специализации и сразу назначить дату собеседования. Собеседование и первичные осмотры кандидаты проходят в единой точке входа - учебно-производственном центре (УПЦ). Здесь за один день соискатели проходят проверку документов, очное собеседование, тестирование у психолога и получают направление на сбор справок для прохождения мед.комиссии, далее медосмотр. Во время периода оформления кандидата сопровождает куратор и помогает с решение организационных вопросов.
На станции метро «Выставочная» открыт центр профориентации, где у всех желающих есть возможность очно пообщаться с представителями массовых профессий, получить консультацию и узнать о специальности из первых уст.
Четвертым этапом стал запуск регулярных публикаций в социальных сетях Instagram, ВК и Facebook, весной 2019 года.
Итоги
Вот итоговые цифры проекта:
1. Благодаря созданию единого справочного телефона, а также за счет стандартизации предоставляемой информации и внедрения стандартов общения, выросло число результативных звонков от соискателей с 40% до 90%, число обращений в Центр подбора персонала выросло на 27%.
2. Оптимизация процесса подбора кандидатов на массовые профессии, на примере «машиниста электропоезда»:
- количество обращений по вакансии выросло с 2351 до 4985 человек;
- срок подбора (без учета мед. комиссий) сократился с 1-1,5 мес. до 2-3 дней;
- число новых учебных групп увеличилось с 3 до 5 (возможно больше, при необходимости).
Смотрите также: Особенности управления персоналом в логистике
3. Новые объекты инфраструктуры в 2018-2019 гг. были запущены в срок и полностью укомплектованы необходимыми квалифицированными работниками (в том числе прошедшим специальное обучение), кроме этого в указанный период закрывались вакансии и в рамках естественной текучки. На сегодняшний момент есть ресурс для формирования кадрового резерва.
Запуск и реализация проекта «Метро с тобой повезет» способствовали как росту потока соискателей на массовые профессии метрополитена, так и увеличению числа кандидатов, направляемых на обучение. А самое ценное в том, что нам удалось повысить престиж рабочих профессий метрополитена и сформировать новый имидж Мосметро как работодателя.
Фото ГУП «Московский метрополитен»
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2020 .
{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}
Что Вы думаете об этом?