Кто и когда должен проводить оценку профессиональных рисков?
Недавно Президент РФ утвердил изменения в раздел X ТК РФ, касающийся охраны труда. Уже с 1 марта 2022 г. работать придется по-новому, но некоторые нормы начнут вступать в силу уже с осени. Изменений в охране труда предостаточно – микротравмы, СИЗы, самопроверки и многое другое. Но больше всего вопросов связано, пожалуй, с профессиональными рисками.
ГИТ уже с 2019 г. планомерно изучает и фиксирует, как компании оценивают профриски. Но теперь это официально закреплено на законодательном уровне, поэтому придется ждать не только новых вопросов от инспектора, но и штрафов за нарушения. А они будут немаленькими, ведь речь идет об охране труда.
Читайте также: Что скажет ГИТ, если обучение по охране труда проведено несвоевременно?
Как подготовиться и предупредить этот риск? Давайте разберем, кому и когда необходимо оценивать профессиональные риски .
Прежде всего, и это касается каждого работодателя, - оценку профессиональных рисков необходимо проводить по всем рабочим местам компании. Не важно, 10 или 500 у вас рабочих мест и должностей. Такой вывод позволяет сделать Трудовой кодекс РФ. В ст. 209 и 212 Кодекса сказано, что управление профрисками является элементом системы охраны труда, создать и поддерживать которую должна каждая организация.
В свою очередь, оценка рисков входит в процедуру управления профессиональными рисками. Компания должна сама определить и установить порядок проведения мер по управлению этими рисками . Две главные задачи в этой схеме: как выявлять опасности для каждого рабочего места и как оценивать уровень профриска. Это следует из п. 33 Типового положения, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ, порядок оценки этого риска должен устанавливаться федеральными властями. Причем необходимо учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Как нетрудно догадаться, официально такого мнения еще нет и законодательно порядок оценки не закреплен. В итоге – работодателям придется самим определять такой порядок и /или ждать, пока ведомства все же примут правила, пока изменения в ТК РФ не вступили в силу.
Если говорить про оценку, вы вправе проводить ее самостоятельно или привлечь стороннюю оценочную компанию. Никаких правил и ограничений на этот счет тоже нет. Главная задача – прописать, как именно вы реализуете эту процедуру. Для этого вы можете подготовить отдельное Положение или добавить раздел в локальный акт о системе охраны труда. Так или иначе, определять опасности и оценивать риски придется постоянно, учитывая п.п. 8.5.1.1, 9.4.1 - 9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009. Но сроки для идентификации опасностей и оценки закон тоже не дает.
Отметим кстати, что сегодня при любых проверках инспектор ГИТ почти всегда спрашивает в Положении о системе охраны труда процедуры управления профессиональными рисками, а еще – просит предоставить реестр таких рисков. Так что разработать правила и критерии – в ваших интересах. Если не проводить оценку профессиональных рисков, это может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, сумма штрафа на юридическое лицо в этом случае составляет 80 000 рублей.
Причем такие последствия подтверждает и судебная практика последнего времени, например, Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 N 16-4841/2020, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 N 7-2071/2019. Суды указывают, что несмотря на отсутствие четкой нормативной базы, которая бы регламентировала порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от обязанности делать оценку профессиональных рисков.
Смотрите также: Торговая сеть «Пятёрочка» запустила автоматизированную систему мониторинга заработных плат
Другими словами, хотя изменения в раздел об охране труда еще не вступили в силу, и критериев оценки тоже нет, по факту их соблюдение в части оценки рисков ГИТ уже проверяет. И оспорить законность таких действий проблематично. Поэтому лучше этим вопросом озадачиться уже сейчас и разработать хотя бы какие-то критерии оценки, подготовить локальный акт и ждать новых изменений в законе.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно
Что Вы думаете об этом?