Контроль сотрудников против результата

Режим самоизоляции показал многим российским компаниям их слабые места, скомканность процессов, технологическую и ценностную отсталость. Ключевой момент: многие руководители не понимают, как контролировать и измерять результат работы сотрудников, если не видишь их каждый день. Что с этим делать, рассказывает Сергей Козлов , генеральный директор компании «Мегаплан».

Контроль сотрудников против результата, Мегаплан, Козлов Сергей, Пандемия коронавируса, Контроль сотрудников, измерять результат работы, взаимодействуют удаленные сотрудники, частичный контроль сотрудников, Чего хотят сотрудники, Тотальный контроль

Один из разработчиков «Мегаплана» уже два года работает удаленно. Все это время ему удавалось сохранять эффект присутствия в офисе, общаясь с командой через специальный монитор в прямом эфире в течение рабочего дня .

Читайте также: Как оценивать сотрудников и контролировать работу

Офис будущего

Пандемия коронавируса ясно дала понять, что теперь в офисах может практически не быть живых людей, зато появится много мониторов с десятками и сотнями трансляций. А со временем все станет почти как в «Звездных войнах»: в пространстве будет появляться голограмма подчиненного, которая общается с руководителем.

Мы ясно видим это в своей компании: наши сотрудники начали постепенно переходить на удаленку два года назад. Многим из них все равно необходимо общение лицом к лицу — и они решают эту проблему с помощью видеосвязи.

Один из наших разработчиков транслирует в офис картинку из своего «домашнего офиса» с тем, как он работает. Поначалу эта идея казалась бредом, но быстро показала свою состоятельность. Так же с московской командой взаимодействуют наши удаленные разработчики в Минске. В кабинетах в двух столицах стоят плазмы, которые транслируют интерьер офиса, ребята могут постоянно общаться «лицом к лицу». Они просто подходят к экрану и разговаривают, проводят групповые стендапы.

Часто для лучшего понимания членам команды проще объяснить задачу голосом в дополнение к написанному тексту. Опытным путем мы выяснили, что помимо картинки очень важно качество звука. Случалось даже, что сотрудник «из монитора» начинал давать советы, когда мы в своем офисе ведем оживленное обсуждение разработки и он, понимая, как реализовать те или иные процессы, вступает в разговор.


После изоляции. Чего хотят сотрудники:

  • 49% сотрудников выступили за корпоративный фитнес;
  • 48% хотели бы за счет работодателя изучать иностранные языки;
  • 41% хотели бы получить от работодателя возмещение за дорогу до офиса и обратно (речь о корпоративном такси, так как в условиях эпидемии люди боятся ездить на работу на общественном транспорте);
  • 35% хотели бы отменить дресс-код.
  • 76% сотрудников после снятия режима самоизоляции хотели бы периодически работать из дома;
  • 50% хотят сами выбирать время начала рабочего дня.

В опросе «Мегаплана» приняли участие 1847 линейных сотрудников и 1536 руководителей и владельцев малого и среднего бизнеса.


Удаленка не для всех

Безусловно, «уйти в монитор» могут не все сотрудники. Личный контакт нужен, например, маркетологам, которые координируют свои усилия с отделом продаж. Быть одной командой в офисе сотрудникам с большим количеством личных контактов внутри компании значительно проще .

Во многих компаниях встречается и чисто психологический нюанс: некоторые сотрудники плохо ладят между собой и переписка им просто противопоказана. Они обязательно поймут друг друга неправильно, каждый додумает что-то свое. Кроме того, у людей могут быть и личные обстоятельства: дома много детей, жуткие соседи с вечным ремонтом. Поэтому идеальный кандидат на удаленную работу чаще всего выглядит так: до 35 лет, в съемной квартире, без семьи.

Руководители же часто хотят видеть на работе в первую очередь ключевых сотрудников, коммуникация с которыми ведет к выработке идей. Не зря в игре «Что? Где? Когда?» несколько знатоков проводят мозговой штурм. Только так можно в короткие сроки выработать решение для нестандартной задачи.

Если говорить о «Мегаплане», то как минимум до осени (а то и до конца года) мы не планируем возвращаться в офис (в том числе по соображениям экономии). Наш офис в Москве занимал 540 кв.м, и мы от него отказались. В Минске мы занимаем порядка 60 кв.м, там мы оставили шкафы с архивами.

В Москве от нуля мы сможем вернуться к 100-150 кв.м с двумя переговорными и 20 рабочим столам с незакрепленными местом. Наши сотрудники смогут просто приходить в определенный день на рабочее место, а не оставаться дома. За счет уменьшения площади мы сможем арендовать более комфортный офис с удобным расположением

Тотальный контроль и закон

В одной тюрьме провели эксперимент: заключенным сообщили, что за ними наблюдают скрытые камеры. Оборудование установлено в 100 камерах, а на пульт наблюдателя одновременно выводится изображение только из пяти. То есть возможности следить одновременно за всеми у надзирателей нет. Несмотря на это, все заключенные вели себя лучше, реже совершали насилие. Еще раз: им сказали, что за ними лишь могут наблюдать, но не делают этого постоянно. Любого человека подпитывает и стимулирует хотя бы потенциальная возможность того, что кто-то может его проконтролировать.

Тотальный или частичный контроль сотрудников — это этический вопрос, который каждый руководитель должен решить для себя сам: может ли он подглядывать за сотрудником, тем более, когда тот находится у себя в квартире? Но надо учесть, что все происходящее внутри квартиры — частная жизнь. Работодатель не обеспечивает рабочий кабинет на удаленке. Поэтому все технические возможности, дающие, например, доступ к камере у сотрудника дома, могут быть сильно ограничены. Например, полученную видеозапись нельзя будет использовать в суде.

Многие компании до сих пор работают по совещаниям: встретились, пообщались, руководитель подошел и устно дал задание кому-либо. На удаленке такой режим неэффективен.

При удаленной работе руководителям стоит полагаться на здравый смысл и не вводить контроль ради контроля. В первую очередь, должен оцениваться результат: продажи, рост количества пользователей продукта, скорость и качество работы сотрудника. Если человек справляется с объемом в нужное время и с нужным результатом, то какая разница сколько это занимает у него времени? Условно, он всегда на связи, быстро реагирует, хорошо выполняет все задачи. Поэтому на первый план выходят системы контроля задач.


После изоляции. Чего хотят руководители:

  • 80% руководителей разрешат сотрудникам иногда работать из дома;
  • 54% руководителей готовы поддержать персонал в выборе техники и софта для работы;
  • 31% управленцев поддержат пятничные вечеринки.

В опросе «Мегаплана» приняли участие 1847 линейных сотрудников и 1536 руководителей и владельцев малого и среднего бизнеса.


Симуляция закончилась

Сотрудникам, привыкшим работать в офисе, сложнее на удаленной работе симулировать бурную деятельность. В офисе это возможно делать, просто находясь на глазах у руководителя каждый день. А когда такой человек работает дома, оценивается только его результат: сколько задач закрыл, сколько клиентов привел, какие продажи. Если сотрудник выпадает из информационного поля компании, находясь дома, не коммуницирует с коллегами, то его как будто и не существует. Всем становится очевидно, что такой сотрудник компании не нужен .

Контроль сотрудников против результата, Мегаплан, Козлов Сергей, Пандемия коронавируса, Контроль сотрудников, измерять результат работы, взаимодействуют удаленные сотрудники, частичный контроль сотрудников, Чего хотят сотрудники, Тотальный контроль

Когда все «выдохнут» после самоизоляции и жизнь начнет налаживаться, компании задумаются о том, как предотвратить коллапс, связанный с экстренным переходом на работу онлайн. Бизнесы переключались на удаленку в спешке, с ошибками. Какое-то время в подобном «полевом» режиме прожить можно, но теперь нужен процесс, который позволит в любой момент уйти в онлайн без потери эффективности.

Смотрите также: Рынок не без труда. BOSCH

Кто-то из-за низкой эффективности работы вне офиса начнет технологическую модернизацию, а кто-то не вернется в офис вовсе. И тем и другим потребуются инструменты. В первую очередь, в экстренной ситуации люди вспоминают о самых простых из них. Например, все сразу вспомнили про видеосвязь, поэтому взлетел интерес к Zoom.

Следующий уровень сложности модернизации — task-мессенджеры. И до него дошли не только самые продвинутые IT-шники. Сейчас такими инструментами в первую очередь интересуются строители и производственные компании. У них есть запас денег, они могут позволить себе задуматься не просто о том, как оптимизировать работу, но и как сделать это наиболее эффективно. В целом, запросов от начальников в духе «Я хочу понимать, чем занимаются мои люди» стало кратно больше. Мне кажется, это очень позитивный тренд, который, возможно, позволит компаниям быстрее восстановиться после кризиса.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.