Когда KPI – волшебное средство, а когда злостный вредитель

Когда вы переводите KPI как «Ключевые показатели эффективности», вы делаете первую ошибку. В чем вторая и третья, которые напрочь отбивают у сотрудника желание работать, с порталом HR-tv.ru поделилась Анастасия Данкова , бизнес-тренер международного кадрового холдинга.

дырокол, KPI, KPI что это, что такое KPI, ки пи ай, Анастасия Данкова, Gi Group, как переводится KPI, как перевести KPI, KPI перевод, эффективность сотрудника, как измерять эффективность сотрудника, эффективность сотрудника как измерять, Ключевые показатели эффективности, как ставить KPI, как оформить KPI

Ответ кроется в самом термине, вернее, в его переводе. Дело в том, что далеко не все английские слова имеют точный аналог в русском языке. KPI – Key Performance Indicators – обычно переводят как «Ключевые показатели эффективности», и в этом-то и кроется главная ошибка.

Если с переводом слов key (ключевой, характеризующий степень достижения какой-либо цели) и indicator (индикатор, показатель) проблем не возникает, то слово performance имеет несколько значений.

Читайте также: Оценка руководителя и сотрудника: основные отличия

Стандарт ISO 9000:2008 разделяет его на два термина – результативность и эффективность. По стандарту, результативность – это степень достижения запланированных результатов), а эффективность – соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами). Проще говоря, слово performance объединяет в себе и результативность, и эффективность.

Разберем подробнее, в чем смысл этого объединения.

Результативность в  самом широком смысле означает процент выполнения плана. Это понимают все – от выполнения плана зависит зарплата, поэтому сотрудник заинтересован этот план выполнить.

Возникает вопрос эффективности, проще говоря – какой ценой этот план выполнен? И вот тут начинаются сложности.

Первый вариант. Сотруднику поставлен план, допустим, продажи 10 единиц товара. Человек он добросовестный, и продает 11 единиц. Его хвалят, выплачивают премию и на следующий месяц ставят план 11 единиц (он же может!). Сотруднику удается продать 12 единиц. Сколько ему поставят в план на следующий месяц? Поскольку выполнение плана ведет только к его увеличению, теряется всякая мотивация его выполнять. Этот KPI высокий? Нет, ведь сотрудник в прошлом месяце смог его достичь. Это демотивирующее влияние изменения этого KPI.

KPI, KPI что это, что такое KPI, ки пи ай, Анастасия Данкова, Gi Group, как переводится KPI, как перевести KPI, KPI перевод, эффективность сотрудника, как измерять эффективность сотрудника, эффективность сотрудника как измерять, Ключевые показатели эффективности, как ставить KPI, как оформить KPI

Второй вариант. В отделе два продавца. Один, как говорится, продавец от бога, а второй звезд с неба не хватает. У обоих стоит план 10 единиц. Первый продавец выполняет этот план недели за три, на работе присутствует «от звонка до звонка», успевает и с друзьями встретиться, и еще на хобби время остается. А второй дожимает план чуть не в последний день, на работе допоздна, голова только производственными проблемами забита. В итоге: оба план выполнили. KPI вредитель? Нет, ведь первый сотрудник выполнил его легко и непринужденно. Это отсутствие учета компетентности сотрудников при постановке KPI.

Третий вариант. План все тот же, 10 единиц. Для его выполнения можно мотаться по городу от клиента к клиенту, затрачивая уйму времени на дорогу; делать по 100 холодных звонков в день, имея от них средний результат 3%. А можно сделать по-другому – сгруппировать клиентов по объемом закупок и районам расположения, заранее запланировать встречи и маршруты, а за время дороги совершить несколько звонков. В любом случае план будет выполнен, но достигнут ли KPI?

Читайте также: Время пошло! Как за 2 часа подтянуть отстающих

Есть и четвертый вариант. У сотрудников творческих профессий, например, программистов или дизайнеров, тоже есть свои KPI. Там чаще всего звучит совсем другой аргумент – невозможно планировать и измерять полет творческой мысли, муза по графику не приходит. Но если ее не звать, то не придет совсем, ни по графику, ни без.

Процент самоорганизованных людей в мире ничтожно мал, поэтому аксиома управления гласит «мы получаем не то, что хотим, а то, что контролируем». KPI – хорошее средство контроля промежуточных результатов, помогает оценивать и степень приближения к выполнению плана, и интенсивность использования ресурсов для его реализации (собраться или расслабиться). Не больше. Но и не меньше.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы