Кейс QIWI: Программа поддержки ментального здоровья сотрудников «PSY-support»
Поддержка коллег и забота об их эмоциональном состоянии позволяют повысить эффективность команды. С заботой о сотрудниках компания QIWI разработала программу «PSY-support», с помощью которой удалось стабилизировать эмоциональный фон команды и повысить вовлеченность и продуктивность.
Проект стал участником премии WOW!HR2023 в номинации SAVE, а подробнее о нем рассказала Елена Помазунова, тренинг-менеджер компании QIWI.
Суть и задачи проекта
Мы в QIWI убеждены, что профессиональные успехи человека сильно зависят от эмоциональной стабильности и способности адаптироваться к переменам. В современных реалиях корпоративные программы комплексной поддержки сотрудников становятся особенно актуальными, и должны включать в себя заботу как о физическом, так и об эмоциональном состоянии.
Турбулентность событий в мире сильно возросла, что отразилось и на уровне стресса сотрудников. Перед нами стояла цель – найти решение, которое будет работать долго и сможет адаптироваться под изменяющиеся внешние условия, позволяя реализовать программу как для каждого отдельного сотрудника, так и для команды в целом.
Программа поддержки ментального здоровья сотрудников «PSY-support» должна была решить следующие задачи: возможность оперативно реагировать на факторы снижения продуктивности и положительно влиять на эмоциональное состояние сотрудников в условиях непростых изменений.
Реализация проекта
В команду проекта вошли коллеги из отдела обучения и развития – Дарья Петелина, Юлия Байкина, Елена Помазунова, а также коллега из отдела отдел компенсаций и льгот – Алена Янькова. Мы также привлекали специалистов из внутренних проектных групп, например, коллег из отдела внутренних коммуникаций. Многие коллеги из других подразделений, а также топ-менеджмент компании прикладывали усилия для реализации программы.
Подготовка к созданию проекта велась следующим образом:
- Сперва мы настроили систему и сформировали оперативную рабочую группу, с которой определили стартовые цели и задачи проекта, провели отбор и бриф специалистов, которые будут проводить консультации для сотрудников.
- Затем была проведена информационная кампания по вовлечению сотрудников в программу.
- Для выявления ключевых негативных факторов, сказывающихся на продуктивности, мы провели стартовый анализ состояния коллектива.
После завершения организационного этапа мы приступили к реализации поставленных задач. Было решено начать с серии вебинаров, разработанных специально для сотрудников и менеджеров QIWI, где эксперты рассказывали о важности нахождения в гармонии с собой, коллегами и руководителем; о том, как экологично взаимодействовать с командой; как стать лидером в решении рабочих и личных задач, при этому не выгорать и быть результативным.
На этих полезных вебинарах и веб-практиках со специалистами и психологами мы анонсировали технические возможности площадки программы «PSY-support»:
● дневник самонаблюдения «Мой день» для самопознания и тесты самодиагностики с персональным автоматическим результатом;
● возможность записаться на персональную онлайн скрининг-консультацию по актуальному для сотрудников направлению;
● возможность записаться на персональные онлайн коуч-сессии или на встречи с психологами;
● корпоративный блог общения, где представлена актуальная информация о проекте и активностях программы, а также есть личный кабинет с возможностью следить за своими результатами.
Мы также создали Digital площадку программы, на которой ведётся мониторинг состояния коллектива как единого организма.
Для максимального вовлечения при решении каждой задачи у участников программы есть выбор уровня участия: «изучаю», «осваиваю навыки», «меняюсь». Также можно выбрать групповой или персональный формат. Программа не ограничивается каким-то направлением, может решать вопросы любого из направлений, связанного с благополучием человека, ведь и в жизни всё взаимосвязано.
Рабочая группа в составе экспертов QIWI и внешних специалистов – носителей знаний и технологий – анализирует показатели и разрабатывает перечень необходимых мер, которые затем реализуются в программе. Мы оцениваем текущие результаты, планируем последующие шаги, что позволяет нам создавать «живую» программу, которая постоянно нацелена на решение актуального для момента вопроса.
Сложности внедрения проекта
В самом начале проекта мы столкнулись с тем, что сотрудники сомневались в анонимности программы, но мы каждый день обсуждали с ними проект и гарантировали полную анонимность и безопасность при работе на площадке. И это действительно так: сама площадка устроена таким образом, что проектная команда видит только цифры и статистику, но не видит имена сотрудников, обратившихся за консультацией к специалисту.
Результаты проекта
Проект был направлен, в первую очередь, на эмоциональное благополучие сотрудников компании. Коллеги высоко оценили программу «PSY-support» (NPS – 78%), мы получили много позитивных отзывов. И это не удивительно, ведь мы живем во время постоянных турбулентностей, и важно получать нужные инструменты и поддержку, чтобы ощущать точку опоры. Это нужно всем: и молодым специалистам, которые только начинают брать на себя новые задачи и сталкиваться с профессиональными вызовами, и опытным менеджерам, которые несут ответственность не только перед собой и семьей, но и еще перед своими командами. Всем важно иметь возможность иногда обратиться за поддержкой и получить ее.
Что касается цифр, то процент уникальных пользователей всех мероприятий программы составил 52% от общего числа сотрудников.
Среди участников программы 24% – менеджеры команд, 76% – линейные сотрудники; 17% работают в офисе, 83% – удаленно.
Опрос на конец календарного года показал, что уровень самочувствия и эмоциональный фон сотрудников улучшился с 5,82 до 8,03 пп, несмотря на плотное по нагрузке и психологически неспокойное окончание года.
Выросла субъективная оценка продуктивности с 6,00 до 7,88 пп. Уровень текучести снизился с 12,9 до 7,9, а уровень вовлеченности в 2022 поднялся до 83%, в рамках модели исследования адаптация к изменениям составила 85%.
Наша программа полностью решила поставленные цели и смогла обеспечить бесперебойную эмоциональную поддержку и благополучие всех сотрудников вне зависимости от локации.
Что Вы думаете об этом?