Как выглядит идеальное собеседование и 3D-модель вопросов
По статистике одного известного job-портала 53.7% людей считают, что на собеседовании можно приврать, чтобы выставить себя в более выгодном свете. К тому же в 2019 году кандидаты стали «продвинутее»: правильно одеваются, изучают информацию о компании, готовят ответы на самые популярные вопросы. Если раньше вопрос «Кем вы видите себя через 5 лет?» позволял «вытащить» честный ответ, то теперь придется подготовиться тщательнее.
Стандартные вопросы: убрать, нельзя оставить
Первым делом уберите из списка вопросов к собеседованию банальные вопросы, которые используют если не все, то многие. Я собрал топ-8 самых распространенных.
- «Расскажите о своих недостатках».
- «Расскажите о своих достоинствах».
- «Кем вы видите себя через 5 лет?».
- «Расскажите немного о себе».
- «Почему вы выбрали именно нашу компанию?».
- «Почему вы ушли с предыдущего места работы?».
- «Почему мы должны взять именно вас?».
- «Продайте мне ручку» .
Это не означает, что вы не можете попросить кандидата рассказать о себе. Просто старайтесь не использовать именно эти формулировки. Соискатель начинает думать, что перед ним не человек, а машина, которая его сканирует. Учтите это. Будьте чуть проще.
Читайте также: Тестовое задание кандидату: 7 ошибок рекрутеров
Подготовка вопросов на интервью: 3D-модель
«Если вы нанимаете только тех людей, которых понимаете, то в компании никогда не будет людей лучше, чем вы. Всегда помните, что можно найти выдающихся людей среди тех, кто вам не особенно нравится» — Соичиро Хонда, основатель компании Honda. Я вспомнил эту цитату к тому, чтобы вы не торопились составлять вопросы, для выбора людей, которые вам понравятся. Сделайте акцент на качествах, навыках и других ключевых для должности характеристиках. Предлагаю 3D-модель.
- Вопросы от сотрудников того отдела, в который нанимается кандидат. Попросите их составить список заданий, которые позволят определить, компетентен ли кандидат, выберите два из них.
- Реалити-кейсы. Это такие ситуации, в которые погружается кандидат с целью определить его качества. От обычных кейсов они отличается тем, что в них «заставляете» человека сразу отвечать, не задумываясь, а значит, повышаются шансы, что он не соврет. Пример: «Вы по ошибке отправили боссу рассказ собственного сочинения вместо отчета. Руководитель звонит вам и говорит: «Ты что, болван?». Что вы ответите? Говорите!».
- Мини-реалити кейсы. Они тоже часть стрессового интервью, только отличие в том, что это не ситуация, а короткий вопрос, например:
- «Можете сломать этот карандаш?»;
- «Можете выпить бутылку воды?»;
- «Сможете прочитать книгу за 20 минут?».
Правильных ответов на кейсы не может быть, они будут отличаться в зависимости от специфики бизнеса. Часто важны не ответы, а реакция на вопросы. Когда будете проводить интервью, наблюдайте за мимикой, жестами, голосом человека. Поверьте, они о многом могут рассказать.
Сценарий собеседования: делай раз, делай два, делай три
В одну из компаний Твери нанимали руководителя отдела продаж. Кандидат Елена после телефонной беседы согласилась прийти на собеседование. HR-менеджер пригласил ее в кабинет, после чего начал рассказывать о преимуществах работы в компании. Елена негативно восприняла это действие, поскольку подумала, что рекрутер пытается возвысить фирму в ее глазах. От работы она отказалась.
Смотрите также: Кадровая безопасность. Ч.1
Чтобы подобных случаев избежать, важно не только протестировать кандидата, но и правильно начать и закончить беседу.
- Начните так: «Добрый день. Как добрались? Меня зовут Андрей Иванов, я – менеджер по подбору персонала. Предлагаю построить нашу беседу следующим образом: сначала вы расскажете о себе, а потом в формате диалога поговорим о вакансии. Хорошо?».
- Дальше можете задать несколько вопросов, обсудить вакансию, предложить кейс.
- Завершите следующим образом: «Я буду проводить собеседования до 5 февраля. Если ваша кандидатура будет утверждена, я позвоню вам до этой даты. Спасибо за уделенное время».
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?