Карьера за день: как одна игра "продвинула" весь коллектив

Только шаг – и в дамки. Как сделать карьеру за один день? Бизнес-игра "Карьерная стратегия от A до Z" , придуманная компанией "АстраЗенека Фармасьютикалз" , позволила оперативно и детально ознакомить коллектив с компетенциями и возможностями, что предлагает организация, пройти путь от новичка до профессионала.

Проект был номинирован на бизнес-премию WOW!HR (Play hard).

Как возникла идея провести бизнес-игру? К какому результату она привела и что за эффекты возникли в процессе? В "АстраЗенека Фармасьютикалз" ответили на вопросы портала HR-tv.ru.

кофе-брейк

- Для начала несколько слов о вашем проекте.

- Проект бизнес-игры "Карьерная стратегия от A до Z" был создан для того, что познакомить сотрудников ключевых бизнес-подразделений с возможностями карьерного развития внутри компании (вертикальный рост, горизонтальный рост, кросс-функциональные переходы) и показать, какими компетенциями должен обладать сотрудник на конкретной должности. "Карьерная стратегия от A до Z" представляет собой настольную игру, во время которой участники перемещаются по игровому полю, изучая компетенции, приводя примеры их развития по принципу распределения типов обучения 70:20:10, а также продвигаясь по карьерной лестнице, согласно выбранным индивидуальным картам должности. В игре принимали участие как сотрудники, так и руководители.

- Что вас заставило задуматься о проекте? Какие задачи вы хотели решить?

- 2015-й год для "АстраЗенека" прошел под эгидой разработки профессиональных компетенций для ключевых бизнес подразделений компании. Были разработаны матрицы компетенций для следующих направлений функциональных компетенций в бизнес-подразделениях:

- сотрудники полевых сил (медицинские представители, специалисты по работе с ключевыми клиентами, менеджеры различных уровней),

- менеджеры коммерческого отдела,

- сотрудники направления каналов продвижения,

- маркетологи.

Для каждой из указанных позиций были выделены основные функциональные компетенции и 4 уровня владения ими: базовый, компетентный, профессиональный, экспертный. Каждый уровень охарактеризован поведенческими индикаторами, что позволяет сотруднику и его руководителю определить степень владения компетенциями и исходя из этого сформировать план индивидуального развития. Затем работа с матрицей функциональных компетенций продолжилась созданием программы тренингов и обучения (тренингового куррикулума), разработкой единого подхода к проведению оценочных мероприятий, а также построением взаимосвязи с процессами HR (IDP, планирование карьеры).

Чтобы максимально быстро ознакомить всех сотрудников с матрицами компетенций и возможностями карьерного развития в компании, мы решили уйти от стандартных презентаций. В результате родилась идея провести бизнес-игру.

- Как рождался проект? Почему была выбрана именно геймификация?

У истоков создания бизнес-игры для знакомства с профессиональными компетенциями стояло два сотрудника – Наталья Куклина, руководитель направления по развитию компетенций бизнес-подразделений, и Ольга Боровкова, руководитель по обучению и организационному развитию.

У нас было общее видение, что формат представления матриц компетенций сотрудникам должен носить интерактивный формат. И единодушно было принято решение, что наиболее оптимальным будет формат игры "бродилки" по типу "Монополии".

- Сами ли вы реализовывали или привлекали сторонних подрядчиков?

- Имея идею и концепцию игры, мы сразу поняли, что нам необходима поддержка в разработке механики, описания правил и создания дизайна игрового поля и других материалов. Мы обратились за помощью в группу компаний "Алмаз", консультанты которой взялись за наш амбициозный проект. Амбициозность его заключалась в сроках (разработать игру "под ключ" необходимо было в течение месяца) и в масштабе (предполагалось, что настольная игра охватит одновременно 1000 человек). Консультанты помогли нам также доработать концепцию игры. В итоге формат игры представлял собой комбинацию игр "Монополия" и "Лото". Также родилось название игры – "Карьерная стратегия от A до Z".

- Как осуществлялась подготовка игры?

- Весь проект был разбит на несколько этапов – проработка концепции и механики игры, дизайн материалов, подготовка площадки для мероприятия, обучение фасилитаторов, непосредственное проведение игры и подведение итогов.

После утверждения финальной концепции игры, правил и общего дизайна игрового поля наступил этап детальной проверки и вычитки всех материалов. В материалах игры (игровых картах участников, раздаточном материале) содержался основной информационной блок, который предстояло изучить и проработать участникам, поэтому необходимо было минимизировать риск ошибок и опечаток. Когда все материалы были готовы, наступил этап обучения фасилитаторов – внутренних тренеров компании и сотрудников отдела персонала, которые руководили ходом игры и контролировали время.

Всего в проект было вовлечено со стороны компании 25 человек: 2 сотрудника занимались разработкой игры и руководством процесса, 1 человек руководил всей логистической частью (предстояло распределить группам и разместить на площадке мероприятия 1000 человек), 22 сотрудника были фасилитаторами во время игры.

- В чем состояли сложности? Как их преодолевали?

- Как и любой креативный проект, игра "Карьерная стратегия от A до Z" сопровождалась бурными спорами. Но, как правило, во время спора мы понимали, что имеем ввиду одно и то же. Самое главное в проекте - это когда все участники на "одной волне" и четко понимают конечную цель.

Безусловно, мы столкнулись со скепсисом со стороны фасилитаторов, когда впервые представили формат и содержание игры. Основными замечаниями было "люди не согласятся играть", "они что – дети?", "правила очень сложные", "зачем вообще это нужно". Переломным моментом явилась репетиция игры, когда фасилитаторы попробовали себя в роли игроков и поняли суть игры. Конечно, очень ценными были их комментарии, благодаря которым за 3 дня до игры были внесены последние правки в правила и инструкцию для фасилитаторов.

- Какое из структурных подразделений компании больше поддерживало проект, вкладывало больше всех усилий?

- Сложно сказать, поскольку все подразделения были открыты данному проекту. Проект также получил поддержку со стороны руководства компании.

- Какова была первая реакция игроков? Были ли неожиданности в процессе и в результате?

- Когда все участники разошлись по своим залам, распределились по группам и получили коробку с игрой и правилами, наступил этап фрустрации и непонимания – что же требуется? Но под чутким руководством фасилитаторов коллектив быстро прошел этот этап.

Были и приятные неожиданности. Участники с готовностью приводили примеры развития компетенций, используя корпоративный принцип 70:20:10. Мы ожидали, что в этой области могут быть сложности, особенно для профессиональных компетенций в незнакомых для участников позициях.

-  Почувствовал ли коллектив результат?

- Проект получил высокую оценку как со стороны руководства компании, так и со стороны сотрудников. Он помог в кратчайшие сроки освоить компетенции, которые стали обязательной частью оценки, начиная с 2016 года, а также показать перспективы карьерного развития и требований к каждой должности. Это было особенно актуально перед обсуждением индивидуальных планов развития сотрудников.

- Как проект в целом повлиял на жизнь компании? Что изменил?

- Бизнес-игра "Карьерная стратегия от A до Z" стала отправной точкой для обсуждения профессиональных компетенций. В то же время этот проект не был отдельно стоящим мероприятием. Кроме игры были также сделаны презентации для менеджеров о том, каким образом проводить оценку относительно профессиональных компетенций, разработано приложение для iPad, где можно ознакомиться с карьерными путями и компетенциями на каждой должности, подготовлена форма профиля компетенций для каждого сотрудника, используя которую он может оценить профиль своих компетенций и определить зоны для развития. Также на 2016 год запланирован еще ряд обучающих и оценочных мероприятий.

Кроме того, бизнес-игра стала отличным командообразующим мероприятием, так как одновременно 1000 человек смогли пообщаться в малых группах, поделиться опытом и услышать интересные примеры развития от своих коллег.

- Помог ли проект решить изначально поставленную задачу?

- Безусловно, проект выполнил поставленные перед ним цели и был высоко оценен на разных уровнях.

Сайт WOW!HR

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.