Как обезвредить скандалиста: 3 принципа

Как быть со скандальными сотрудниками? Вряд ли будут трудности их обнаружить, но как с ними поступать? Когда немного "буйства" коллективу не помешает, а когда определенно нужна нейтрализация?

Об особенностях управления коллективом с уклоном в скандальность порталу HR-tv.ru рассказала специалист по маркетингу Валентина Смолова.

скандал, Валентина Смолова, творческий коллектив, руководитель, как быть со скандалистом, увольнять ли скандалиста, если в коллективе скандал, что делать с конфликтом, как понять, что сотрудник не скандалист, юмор, когда увольнять сотрудника

- Валентина, как подбирать людей в команду, чтобы не пожалеть о выборе?

- Искусство выбирать людей ценилось во все времена. И совершенно не важно, кого выбираем: друга, соратника или коллегу. И вот бывает, кажется, что мы "ошиблись", выясняется, что человек рядом склонен хамить, провоцирует скандалы и охотно спорит, причём со всеми и обо всем. И мы расстаёмся с таким человеком, перестаём отвечать на звонки и встречаться. В большинстве случаев это решение оправдано и оптимально. Но всегда ли стоит расставаться с такими сотрудниками в своем коллективе?

Через мой отдел проходили сотрудники с не самым приятным набором личностных качеств. В итоге, мы расстались с ними всеми, но с некоторыми не сразу и обратив их особенности в свою пользу. Мой управленческий опыт показывает, что в очень редких случаях наличие скандальных коллег бывает даже полезным.

Читайте также: Закрыл глаза – конфликт исчез, открыл глаза – удвоился

- Как понять, когда скандальные черты на пользу коллективу, а когда во вред?

- В своей теории к формированию команды я исхожу из пословицы, знакомой всем нам с детства: "ложка дегтя в бочке меда". И вот по какой причине.

Отдел маркетинга и рекламы — это всегда набор нестандартных личностей с своими уникальными, а иногда даже весьма эксцентричными поведенческими особенностями. В таком коллективе особенно важна атмосфера творческой свободы и взаимопомощи и среди сотрудников. Поэтому для руководителя важно подобрать дополняющих друг друга людей и создать такой микроклимат, в котором комфортно и у всех присутствует желание эффективно сотрудничать. Я всегда старалась выбирать людей, способных генерировать идеи, искать ответы на поставленные перед командой вопросы, аргументировать свои выводы, одним словом, наиболее самостоятельных профессионалов. А как известно, компетентные специалисты не все авторитеты признают.

И тут нам на помощь придет эта "ложка дегтя" в коллективе.

Сразу оговорюсь, что склочный, негативный сотрудник недопустим в большинстве коллективов и особенно на руководящих должностях. Стоит отметить, что мы говорим о людях с личностными качествами, вписывающимися в общепринятые этические нормы.  Мы должны понимать, что даже самый результативный в своем деле сотрудник способен подорвать лояльность и снизить эффективность коллектива, если не будет вовремя обнаружен и правильно нейтрализован.

Тем не менее, возмутитель спокойствия способен принести немалую пользу своему руководителю в вопросе удержания авторитета и демонстрации "кто тут главный". Я использовала в таких целях дизайнеров.  Эта категория людей славится своими экстравагантными выходками и эмоциональными реакциями, поэтому мнением о них остальных сотрудников проще управлять.

Читайте также: Буря в стакане воды: как усмирить свой гнев

- Что делать руководителю, если сотрудник проявил себя не лучшим образом?

- Если такой сотрудник обнаружил себя, для принятия решения, оставлять его или нет, я использую три контрольных вопроса:

Есть ли в коллективе еще "задиры"?
Этот сотрудник выполняет индивидуальную работу?
Способна ли я справиться с ситуацией?

И если хотя бы на один вопрос я даю отрицательный ответ, мы незамедлительно прощаемся. При этом ответ на третий вопрос не требует ни размышлений, ни самоуверенности. Он приходит сам собой из того, как я и мой сотрудник повели себя в конфликтный момент и что из этого получилось. Я не веду разъяснительных бесед  после боя и не даю второй шанс, так как прихожу на работу совсем не для того, чтобы воспитывать взрослых людей. А еще, мое решение не зависит от уровня профессионализма сотрудника, т.к. гении, тратящие 90% времени на разногласия и мелкие ссоры, вряд ли принесут много пользы делу.

И так, мы определились с целью и условиями присутствия баламута в нашем окружении. Как действовать?

- Да, какие основные принципы?

- Держать ситуацию на контроле . Руководитель должен уметь вступить в конфликт не для поиска компромисса, а для демонстрации коллективу авторитета.  Задача лидера аргументированно и уверенно объяснить подчиненному в чем именно он не прав. Причем от коллектива скрывать это разговор не надо, конечно собирать "товарищеский суд" не стоит, но и вызвать сотрудника "на ковер" в свой кабинет и там ему наедине что-то объяснять не самое эффективное решение.  Так мы достигаем самых важных целей. Во-первых, уважение сотрудников за смелость, мудрость и ум. Во-вторых, ситуация сразу становится исчерпанной.

Далее. Говорить о положительных аспектах. Надо всегда объяснять, почему сотрудник, который позволяет себе быть немного эмоциональнее других, на самом деле хороший, и как с ним жить. В моем случае тактика проста: дизайнер – человек творческий, а для творчества людям нужны эмоции. Никогда не помешает между делом вставить соответствующее замечание, особенно в неформальной обстановке.

Юмор уместен . Снизить градус коллективе поможет, демонстрация юмористического отношения к выходкам и самому скандалисту. Незаменимыми приемами тут становятся открытое выражение своего мнения о сотруднике в шутливой форме и умение смеяться над выходками. Это поможет продемонстрировать коллективу, что стоит принимать близко слова только своего руководителя. Уж он-то точно справедлив.

Конечно, возможность присутствия такого сотрудника в отдельно взятой компании определяется в каждом отдельном случае индивидуально. И даже в случае принятия решения в пользу такого сотрудника сейчас полезно периодически пересматривать его.  А делать это надо для того, чтобы у коллектива не создалось впечатление "безысходности". Подчиненные должны понимать, что руководитель способен принимать сильные решения и расставаться с людьми, не приносящими пользу делу.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR
Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.