Игра "Штабные учения": как агробизнес увеличил продуктивность

Просчитать все риски и обучиться действиям в условиях непредсказуемости. Именно такую трудноподъемную задачу поставили перед собой специалисты сельского хозяйства (как известно, чрезвычайно зависимой от внешних факторов отрасли), когда придумали стратегическую игру "Штабные учения".

Проект компании "АгроТерра", позволивший синхронизировать действия большой команды и увеличивший в разы ее эффективность, был номинирован на бизнес-премию WOW!HR (Play hard).

Что послужило толчком к геймификации бизнес-процессов, какой эффект дал проект и как позволил решить изначально поставленную задачу, порталу HR-tv.ru рассказал директор по персоналу и организационному развитию "АгроТерра" Андрей Чернуха.

штабные учения агротерра

- Андрей, для начала – несколько слов о вашем проекте.

- "Штабные учения" - это разработанная специально для "АгроТерра" стратегическая игра , которая полностью воспроизводит годовой сельскохозяйственный цикл и собирает на игровой площадке порядка 300 сотрудников в год. Игра не имеет аналогов в отрасли.

- Что вас заставило задуматься о проекте? Какие задачи вы хотели решить?

- Растениеводство остается высокорисковым бизнесом, на результат которого сильно влияют климатические факторы. Но в "АгроТерра" уверены: научный подход позволит повысить эффективность работы. Компания стремится к тому, чтобы превращать поля в "цеха" под открытым небом - выстраивать четкие технологичные процессы. Один из способов предотвращения рисков и выбора правильной стратегии – смоделировать рабочие ситуации и описать возможные варианты развития событий. В процессе игры команда оттачивает навыки синхронной работы в условиях неопределенности и принятия взвешенных решений оперативно на основе аналитики.

- Как проект рождался? Почему была выбрана именно геймификация?

- Компания работает в Курской, Липецкой, Тамбовской, Тульской, Орловской, Пензенской и Рязанской областях. Производственные предприятия взаимосвязаны в рабочем процессе по цепочке: производство, хранение и дистрибуция. От логистики и координации действий сотрудников зависит очень много, в том числе и финансовые результаты. Стандартные совещания или оперативки помогают принимать тактические решения. Но чтобы увидеть всю картину работы компании, было принято решение описать полностью годовой рабочий цикл. Затем найти слабые места и устранить потери – и созданную идеальную модель внедрить в работу. Чтобы модель правильной работы не только сохранить, но и донести до каждого сотрудника, была создана бизнес-игра.

- Сами ли вы реализовывали или привлекали кого-то со стороны?

- Сценарий игры - это реальное описание процессов компании. Внешний эксперт по созданию бизнес-игр помог "АгроТерра" переложить процессы в игру – в ней отображается задачи компании, ее финансовые потоки, работа с клиентами и т.д.

- Как велась подготовка? Какова была команда?

- В описании процессов участвовали все ключевые сотрудники и руководители всех предприятий "АгроТерра". Саму игру создавала команда из 10 человек – отдел обучения компании и внешние консультанты.

- В чем были трудности, сложности внедрения? Как их преодолевали?

- Сложности в том, что вместить всю работу компании в игру – практически нереально из-за объема информации. Поэтому для игры выбрали самые сложные нюансы, с которыми сталкивается работник отрасли: логистические, управление ресурсами и материальными потоками, планирование работ в поле. Сила финального продукта в совмещении современных технологий геймификации и реальных потребностей бизнеса.

штабные учения агротерра

- Какое из структурных подразделений компании больше поддерживало проект, вкладывало больше всех усилий?

- Руководители "АгроТерра" применяют нестандартные инструменты коммуникации и обучения в своей работе, потому что в компании считается: если не идти по новому пути, то не будет новых результатов. Поэтому коллеги с удовольствием включились в процесс подготовки игры. HR-команда, как организатор, ставила цель создать инновационный для сельскохозяйственной отрасли инструмент, который позволит решать бизнес-задачи. Производственные сотрудники дают обратную связь о том, как игра помогает им в работе. Сегодняшняя модель игры – это результат усилий представителей всех подразделений компании.

- Какова была первая реакция? Были ли неожиданности? В процессе, в результате?

- Представить сразу, что игра решит стратегические задачи, сложно. Нужно было первый раз пройти этот путь и получить результаты. Сотрудники сейчас играют два раза в год. Самый большой эффект в том, что после нее происходят изменения в работе: оптимизируются, например, маршруты транспорта, процессы оформления продукции и т.д. Эти договоренности коллеги как раз устанавливают во время игры, когда в смоделированном мире сельского хозяйства видят возможности для улучшений.

- Почувствовали ли результат сотрудники?

- Результат заметили на всех уровнях компании. Руководители получили инструмент, который позволяет выстраивать тактику на основе корпоративной стратегии. Перед каждой игрой проводятся отдельные тренинги и презентации от разных подразделений, во время которых руководители направлений озвучивают стратегические задачи на год. И они сразу тестируются в игровой модели. Еще "Штабные учения" - это сильный инструмент формирования корпоративной культуры – люди из всех регионов вместе работают над достижением самых главных целей компании. Еще они меняются ролями – инженер может получить роль руководителя логистической функции. Таким образом. Игра позволяет коллегам лучше понять работу друг друга и наладить диалог внутри команды.

штабные учения агротерра

- Как проект в целом повлиял на жизнь компании? Что изменил?

- По результатам игр в подразделениях компании был сформирован механизм штабов оперативного реагирования. Работа этих штабов и принятые на них решения позволили уменьшить зависимость от внешних факторов (погодные условия, появление вредителей, сорняков и др.), снизить уровень волатильности планового финансового результата по году, закрепить систему моментального реагирования на местах (скорость принятия решений увеличилась более чем на 40% из-за вовлечения в непрерывный анализ всех ключевых специалистов).

- Помог ли проект решить изначально поставленную задачу?

- Удалось решить главные задачи: улучшить управление процессами и подготовить коллектив к реализации стратегии в условиях непредсказуемости, которая свойственная отрасли. В итоге это отразилось и на производственных результатах компании.

Видео о проекте - Cтратегическая игра "Штабные учения"

Сайт WOW!HR

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.