Качества руководителя: как стать эффективным лидером
Внешние обстоятельства, технологии, изменения потребностей людей — все это находит отражение в бизнес-среде. В частности, за последнее время очень сильно изменился набор компетенций, который требуется лидеру для эффективного руководства. Каким должен быть босс настоящего и ближайшего будущего, рассказывает Сабина Живолуга , бизнес-партнер по управлению персоналом компании «Техносерв».
Популярно мнение, что руководители в компаниях с горизонтально-матричной структурой не нужны. Все решения принимаются за счет грамотно организованной работы agile-команд, распределения ролей и функций, а формальное «возвышение» мешает процессу и создает дистанцию в коммуникациях .
Читайте также: Ненасильственное общение: навык must have для босса
За последние несколько лет роль руководителя действительно заметно трансформировалась: от административного подчинения к функциональному взаимодействию, от функции контроля к партнерству и содействию. При этом в матричных структурах есть руководители (которые могут и не быть управленцами с прямыми подчиненными) со своим набором компетенций.
В каждой компании набор компетенций руководителя индивидуален. Это зависит от типа (линейный руководитель или топ-менеджер) и сферы деятельности компании. Однако есть общепринятые компетенции, которые в целом объединяют всех руководителей и отличают их от других сотрудников:
- стратегическое и аналитическое мышление, управление изменениями;
- способность организовать работу команды, грамотно ставить и делегировать задачи;
- умение расставлять приоритеты, делить задачи и определять контрольные точки;
- умение мотивировать команду и развивать сотрудников.
В последнее время влияние личных качеств руководителя на эффективность работы сотрудников и процессов в целом заметно усиливается. Для этого есть вполне логичное объяснение: приходят «в компанию», а уходят «от руководителя». Работа — это не только место получения дохода. Это практически вторая семья, где семейные ценности приобретают свой смысл: доверие к коллегам, доброжелательная атмосфера, поддержка руководителя. Если сотрудник идет на работу с удовольствием, вряд ли при равных условиях он сменит работодателя. Руководитель может быть не только начальником, а еще партнером, человеком, на которого можно положиться в сложной ситуации. Тогда сотрудник будет работать эффективнее. Важно отметить набор поведенческих компетенций, в том числе и личностных особенностей, которые характеризуют руководителя как человека в целом. Полагаю, что в ближайшие пять лет в «топе» будут:
- лидерство,
- отношение к сотрудникам,
- коммуникабельность,
- умение мотивировать людей,
- умение решать конфликты .
Когда речь идет о профессиональных компетенциях, важно учитывать требования времени. Одно из них — гигантский поток информации. Несколько лет назад мы не знали, что такое подкасты, стримы, каналы, stories, директ или Яндекс.Дзен. В бизнесе подобная ситуация: меняются тенденции рынка, потребности заказчиков, сотрудников и способы коммуникаций. Хорошим управленцем будет тот, кто сможет грамотно работать с информацией, анализировать ее и применять в работе .
В тесной связке с навыком освоения информации идут технические компетенции. Мир меняется вместе с технологиями, важно быть в курсе трендов. Бизнес-приложения, программы, каналы коммуникаций обновляются и развиваются. Важно понимать, что из этого многообразия может упростить или повысить эффективность работы в команде или в компании. Это не означает, что каждый руководитель обязан завести аккаунт в Instagram, постить stories, вести свой YouTube-канал или круглосуточно быть онлайн в Zoom. Должно быть понимание, что теперь можно решать вопросы оперативнее и повышать эффективность команды с применением новых технологий.
С одной стороны, технологии упрощают нашу жизнь, с другой – замещают способность думать и анализировать. Описать эмоции теперь можно с помощью эмодзи, а когда нужно что-то найти — можно спросить у Алисы или Сири. Решение стандартной задачи легко найдется в интернете, если правильно сформулировать запрос. Поэтому умение решать сложные задачи и находить нетривиальные и креативные решения — компетенции, которые точно будут очень востребованы в ближайшие несколько лет.
Смотрите также: Без сохи – не пахарь, без молотка – не кузнец: инструменты эмоционального коучинга
Практически любую информацию сейчас можно найти в открытом доступе. Более того, она чаще всего сама нас находит и появляется в новостных лентах, СМИ, социальных сетях, рекламных акциях и даже коммерческих предложениях о потенциальном партнерстве. Чтобы понять, что в этом потоке действительно ценно, важно и достоверно, необходимы навыки анализа — критическое мышление, которым должен обладать руководитель .
И, наконец, способность вести за собой, умение видеть события с разных ракурсов и воспринимать разные точки зрения — это то, что отличает сильного руководителя от других. Эти качества будут цениться всегда.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?