Ирина Хакамада: «На столичном рынке бизнес-коучинга 5-6 профессионалов»
Кандидат экономических наук, доцент, общественный деятель, писатель, телеведущая, экс-депутат Государственной Думы, кандидат в президенты РФ 2004 года. Все это про Ирину Хакамаду. И действительно, чем бы ни занималась эта умная и эрудированная, мудрая, хрупкая и в то же время сильная, красивая женщина, она везде достигает ошеломительного успеха. В 2008 году Ирина Хакамада официально объявила о своем уходе из большой политики. Но отправилась после этого она вовсе не на побережье Майами, а развивать зарождающийся в России рынок коучинга, где очень скоро стала одним из самых востребованных бизнес- тренеров страны. Спустя несколько дней после презентации своей новой книги – «Рестарт. Как прожить много жизней» – Ирина Хакамада дала редактору портала Hr-tv.ru Татьяне Руппель, эксклюзивное интервью.
– Ирина, у Вас вышла новая книга. Поздравляю! Скажите, о чём она, чем принципиально отличается от мотивационной литературы других авторов?
– Эта книга посвящена тому, как разворачивать триггер своей жизни совершенно в другом направлении, если вы поняли, что предыдущая жизнь вас не устраивает. Если она не доставляет никакой радости, ощущения красок жизни и убивает всю энергию.
Читайте также: Как выбрать коуча
От другой мотивационной литературы её отличает то, что каждая глава начинается с истории вопроса. Проанализировано большое количество работ психологов, философов. Потом материал переходит в систематизацию самой темы. А потом идут инструменты, главным образом, основанные на моем личном опыте. То есть, я в своей книге собрала историю науки, основы философской мысли и свой опыт в тех точках, где они по данной теме соприкасаются полностью.
Рестарт это лишь одна из глав. Первая глава посвящена понятию интуиции, как развивать ту, которая нам необходима, то есть интуицию рабочую. Третья глава о том, как управлять эмоциями и создавать такую эмоциональную грамотность, чтобы избавляться от негативных, а при позитивных эмоциях – не искать слишком высоких ожиданий, и при этом быть оптимистом.
Следующая глава посвящена тому, как эмоции превращать в доход. И последнее, каким образом любое увлечение искусством может фактически стимулировать появление у вас более креативного бизнеса или креативного поля идей, если вы наемный работник.
– Существует ли лимит на рестарты или начинать жизнь с чистого листа можно бесконечно?
– Рестарт охватывает много аспектов, здесь нужно работать над своей личностью, над своим бытовым мышлением, привычным – убирать его и создавать мозгу задачи более сложные. Поэтому никаких лимитов нет. С одной стороны, взрослые люди обладают опытом, зато становятся более консервативными. Поэтому для них это вызов. А для молодых, наоборот, они легко готовы все менять, но у них нет никакого опыта. И для них это тоже вызов.
– Раньше считалось, что для достижения успеха нужно получить высшее образование, второе высшее, MBA . Сейчас люди все чаще обращаются к бессознательному, занимаются развитием своей личности. С чем связана такая тенденция?
– Это современный тренд. Очень обостренно это наблюдается последние 2-3 года. Начался он уже давно, в нашей стране лет 10 назад, на Западе – лет 15. Он связан с очень качественным и быстрым экспоненциальным ростом новых технологий. И главным стержнем этой технологической революции является доминирование искусственного интеллекта, то есть цифровых методик обработки данных.
С этим надо что-то делать. И люди задумались, каким образом создавать продукт, при котором программа абсолютно неконкурентоспособна. Это значит продукт креативный, неожиданный, иногда не связанный с прошлым опытом, но зато эффективный.
Почему это важно с точки зрения профессии? Потому что, каким бы эффективным ни был искусственный интеллект, то есть программа компьютерная, она все равно должна получить вводные данные и задачу. Так вот даже чтобы сформулировать задачу нужно уже мыслить нестандартно. Если все компании используют программное обеспечение, то чтобы в конкуренции победить нужно компьютеру дать задание неожиданное. А чтобы дать неожиданное, нужно быть и интуитивным, и энергичным, и понимать свои потенциальные возможности, уметь их раскрывать. Вот с этим со всем и связано обращение человека во внутрь себя.
- Как вы можете охарактеризовать рынок бизнес-коучинга в России? Изучаете ли вы конкурентов, их программы?
– Я изучением конкурентов не занимаюсь, но просматриваю последние тренды. Я могу сказать только одно – этот рынок перегрет. Это раз. Там есть определенное количество абсолютных профессионалов в своих областях. И они качественные, но их немного. В Москве это буквально 5-6 человек. Всё остальное это хайп на темы, которые востребованы. И на этот хайп набегает очень много непрофессиональных людей, которые воспринимают этот рынок как легкий способ добычи денег. На самом деле этот рынок очень тяжелый. Поэтому они появляются и исчезают, появляются и исчезают.
Например, ко мне обратились несколько девушек, очень красивых, которые вообще ничего не понимают ни в чём. Крупные бизнес-школы, которые собирают людей с улицы, предлагают им, 20-летним, накачать их информацией о том, как женщине совместить бизнес и семью, как стать трансцендентной личностью и т.д., чтобы они читали лекции. «Я вообще ничего в этом не понимаю, – говорят они. – Но мне пообещали, что это будет круто, и я возьму огромные залы». То есть вы понимаете, что происходит, полумодель выходит на сцену за три копейки, как начинающая певица, пробивается один раз в зал, собирается прибыль и потом все исчезают. Вот такие пузыри тоже на этом рынке появились.
С другой стороны, на нашем рынке есть еще один тренд – неуважение ко всему своему, отечественному. Все агентства готовы приглашать иностранцев за гонорары намного большие, чем у наших отечественных тренеров, но при этом качество лекций может быть не намного выше.
Тут скорее работает некий миф о том, что все западное круче. Но, самое главное, те модели, которые предлагают иностранные лекторы, даже мотивационные, они связаны все-таки с действительностью тех стран и того мира западного, в котором сформировался этот мощный рынок. Россия стоит особняком, мы все это заметили. Менталитет русских людей другой, структура институтов и управления, в том числе в корпорациях несколько другая, с этим нужно считаться. С этим считаются даже западные топ-менеджеры, которые работают с русским стаффом. Так что недооценка хороших, но русских специалистов, очень высокая.
Ценностные понятия эксплуатируются в хвост и в гриву. Они дефлируются. Найти самого себя, разобраться в себе, что такое перезагрузка, что такое лидерство, каким образом замотивировать себя и вокруг себя людей, управляя их эмоциями – это все настолько избито, истаскано с точки зрения терминов. А качества пока еще не появилось. Поэтому я считаю, что рынок развивающийся, он пока у нас не структурирован. Но я думаю, в конечном счете, эта перегретость приведет к тому, что рынок в какой-то момент очистится и придет в себя.
– Изменилась ли аудитория с момента начала вашей деятельности бизнес-тренера? С какой аудиторией Вам комфортнее работать?
– У меня аудитория изменилась очень сильно. Вначале большая часть слушателей были женщины среднего возраста. Теперь появилось больше представителей мужского пола. И на 70% это молодежь где-то 25-35 лет. Среднее поколение 40-45 лет тоже есть, но его стало меньше, а старшее поколение почти исчезло.
Работать легче с поколением от 25 до 40 лет. Потому что они, с одной стороны, являются людьми креативной, более гибкой, адекватной эпохи турбулентности. Они открыты новому знанию. Не зашорены тем, что «все это чепуха, у меня есть высшее образование, MBA и опыт, и больше меня ничего не интересует».
– Вы упомянули термин «рабочая интуиция». Дайте нашим читателям 5 лайфхаков от Ирины Хакамады, как её развить?
– Ну, для этого, наверное, надо дать её определение. Первый лайфхак от Ирины Хакмады – если ты что-то хочешь сделать и используешь какой-то термин, ты должен точно понимать его содержание. Пока оно расплывчатое и просто на слуху от других людей, у тебя ничего не выйдет.
Рабочая интуиция – интуиция, в которой на первом этапе работает абсолютное сознание, то есть ваш опыт, и вы осознанно ставите себе задачу. Затем вы искусственно вводите себя в состояние пустоты, опустошаете свой мозг от накопленных опыта и знаний. Потом забираете оттуда, используя разные технологии, то, что вам пришло в голову, а потом возвращаетесь обратно в свой опыт и в сознание. Получив это знание, начинаете баллотировать риски и действовать. Вот такая интуиция – рабочая.
Второй лайфхак: рабочая интуиция находится на стыке, на соединении работы сознания и подсознания. Никакого отношения к ясновидению, медитациям, вибрациям и прочем она не имеет.
Третий лайфхак очень простой: перед принятием решения нужно взять паузу. По серьезному решению необходимо хотя бы 10-12 часов, включая сон, для оперативного, маленького решения достаточно 10 минут – сменить обстановку, выскочить на улицу, например. В этой паузе вы должны отключить все контакты с людьми, то есть никакого телефона, компьютера, общения с родственниками, любимыми и т.д.
Четвертое и это очень важно: если во время паузы вы задали вопрос своему мозгу, то нужно уметь его задавать не мысленно, а визуализировать. Представьте себе бумажку, представьте, что на ней написан ваш запрос. Потом переключитесь на то, что вам опустошает мозг – на любой вид искусства. Можно посмотреть хороший, серьезный фильм, почитать книгу или послушать музыку, которая вас «уносит». И тогда ваш мозг запомнит это решение. Он будет помнить его и сознанием, и подсознанием. Мозг начнет работать более активно.
Последний, пятый лайфхак: ни в коем случае не отказывайтесь от решения, которое вам пришло в голову. Даже если оно пугает своей неожиданностью и рисками. Надо просто принять, что это нужно сделать, потому что это действительно ваше интуитивное решение. Если вы от него отказываетесь, не доверяете себе, тогда вы все сделали зря.
– Как бороться в таком случае со страхом перед потенциальной неудачей?
– Надо сделать следующую установку: «любой страх – это все равно тормоз. С другой стороны, боятся все, ничего особенного в этом нет. Я не трус».
Следующая установка: «любой страх исчезает после того, как вы его уже пережили». Надо закрыть глаза и в виде опять же образов, а не текста, представить себе то, чего вы боитесь. Прописать вашу неудачу, как сценарий кино. Представить себе, что действительно вы провалились, после этого представить в течение буквально 15 минут ваши действия. Не мысли, а именно действия! Например, кто-то будет звонить другу и говорить, что он провалился, кто-то позвонит жене, кто-то сядет в машину и поедет гулять по лесу, кто-то приедет домой, закроется на ключ, выпьет стакан виски, упадет на диван и скажет: «Какой ужас...». То есть надо прожить неудачу в соответствии со своими привычками.
Потом надо собрать воедино все картинки вашей неудачи: вот вы провалились, вот вы это переживаете. Потом все это мысленно сжечь, открыть глаза и вы увидите, что страха больше нет. Будучи неоформленным и сидя в подсознании, он был необъяснимым и действительно доставлял вам тревогу. Но как только вы его вытащили за шкирку, все пережили, все посмотрели, а потом сожгли, страх исчез, осталось желание что-то делать.
– Качества, без которых стать лидером невозможно?
– Любовь к риску, то есть человек получает удовольствие от перемен. А любовь к риску и переменам предполагает второе важное качество – понимание, что всю ответственность за риски и за все, что вы будете менять, вы несете лично, не перекладываете на других.
Читайте также: Каждый человек – учитель. Чему коуч учится у своих клиентов
Ну и, конечно, лидер должен уметь общаться с людьми, находить соратников с общими интересами, уметь их заражать своим энтузиазмом, чтобы вместе поднимать проект.
В противном случае, если вы замкнутый одиночка, мизантроп, но при этом готовы рисковать, тогда вам нужно работать вообще одному без людей, но это уже творческая профессия. Это какой-нибудь Ван Гог, который пишет и пишет, может быть, ничего не продается, но он остановиться не может. Это вообще другая область. В бизнесе лидер всегда формирует лидерские команды. Это нужно уметь делать.
– Ирина, учитывая накопленный багаж знаний, Вам, наверное, будет нетрудно стоять у руля какого-нибудь крупного бизнеса? Не было таких мыслей?
– Нет, крупный бизнес имеет свои законы. Для этого нужно, с одной стороны, держать весь коллектив, и уметь управлять им через своих заместителей, а, с другой стороны, нести ответственность за движение продукта на рынке и одновременно снижать себестоимость. Это уже в чистом виде предпринимательство или менеджерская работа, а мне она не интересна. Я работала министром, я работала вице-спикером парламента, до этого я создавала небольшие предприятия, в 90-х годах я была предпринимателем и уже тогда поняла, что огромные гиганты – это не то, что мне интересно. Почему? Потому у меня нет амбиций захватывать рынки и управлять огромными финансовыми потоками. Я в этом плане не предприниматель. Для меня деньги на втором месте. На первом месте – делать то, что мне нравится. А нравится мне, в общем-то, мыслить, осуществлять творческие проекты, и через них, капля за каплей, менять мир, сначала вокруг себя, а потом дальше. Поэтому даже когда мне предложили быть заместителем Мингосимущества или руководителем департамента по малому бизнесу – первая должность была намного престижнее и богаче, второе ведомство тогда было совсем в затравленном состоянии – я выбрала второе, потому что это моё.
– Благодарю за развернутые ответы и искренне желаю Вам удачи!
Фото https://vk.com/irinakhakamadaofficial , https://www.instagram.com/irina_hakamada/
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?