Горизонтальная карьера как фактор мотивации для сотрудников
Карьера всегда была одним из факторов мотивации для сотрудников. Практически в каждом объявлении о вакансии работодатель указывает возможность карьерного роста. Если оценивать текущие тенденции, то в современных реалиях карьерный рост мотивирует тогда, когда есть реальная возможность обучения и развития своих навыков. Весь современный онлайн-мир кричит о том, что нужно получать удовольствие от работы, делать то, что нравится, пробовать новое. И именно эту потребность современного поколения решает горизонтальный рост. Евгения Шугаева , руководитель отдела развития федеральной оптовой компании Сигналэлектроникс, рассказывает, как малый бизнес реализовать этот принцип.
В первую очередь, отмечу один момент. Для успешной реализации горизонтальной карьеры и использовании этой возможности как мотивации для сотрудников, все бизнес-процессы в компании должны быть открыты и прозрачны.
Читайте также: Как не совершать типичные ошибки на пути к карьерному росту
Сотрудник из финансового отдела должен знать какой результат ожидается от отдела закупок, например, и как его оценивают. В нашей компании реализована система оценки продуктивности для каждой должности. И каждый сотрудник знает, что происходит в другом отделе. На данный момент в нашей компании трудится 50 сотрудников (15 сотрудников занимаются работой с оптовыми клиентами и продажам наших товаров, 5 сотрудников работают напрямую с заводами производителями в Китае, 10 сотрудников обеспечивают работу логистики и склада, и остальные сотрудники занимаются другими, не менее важными и интересными задачами).
Именно при условии реализации этого принципы, сотрудники с интересом и уверенностью могут строить свою карьеру , переходя их отдела в отдел и расширяя свой функционал.
Из инструментов, которые создают такую возможность и мотивируют сотрудников:
- Единое и открытое информационное пространство. Планы, цели, успехи и результаты каждого отдела знают все сотрудники компании.
- Возможность предлагать и внедрять улучшения в компании. Любой сотрудник может быть инициатором и внедрить в свою работу что-то новое. Более того, на нашем корпоративном портале сотрудники могут попросить помощи, объединиться в группу для решения какого-то вопроса (и это не обязательно сотрудники только из одного отдела).
- Мозговые штурмы, которые объединяют всех сотрудников для генерации идеи даже по вопросу другого отдела.
- Право на ошибку. Мы разрешаем сотрудникам ошибаться, более того, обязательно говорить об этом.
- Описание функций и ожидаемого результата от каждой должности. Да, иногда кажется, что у нас очень много регламентов. Но, именно благодаря им, работа даже в новой должности значительно облегчается.
- Конечно же, обучение. Различные формы и виды обучения. Но главное – это формирование у сотрудников идеи, что непрерывное развитие и обучение просто необходимо.
- Ввод в должность с наставником. План адаптации на новой должности обязательно используется даже при перемещении уже действующего сотрудника.
Обучение в компании проходят 100% сотрудников, различаются формат и темы. Для всех сотрудников компании проводится еженедельно Академия роста (мероприятие на котором выступают эксперты, бизнесмены и делятся своим опытом). Корпоративный портал используется сотрудниками на ежедневной основе. За 2021 год реализовано 21 программа/идея/предложение сотрудников. Эффективность сотрудников выросла на 18% (по оценке валовой прибыли на одного сотрудника).
А теперь о мотивации. Как известно, приоритетные мотивы у сотрудников могут меняться. Поэтому, важно прояснять мотивацию сотрудников. Мы периодически проводим опросы персонала, в частности об интересах, желании развивать навыки и карьерного роста.
Также мы проводим оценку по компетенциям (ассессмент-центр), целью которой является определение сильных сторон сотрудников и зон роста. На основании результатов оценки формируются планы развития, которые для каждого сотрудника содержат подборку обучающего материала.
Теперь приведу несколько успешных кейсов.
Из самых очевидных примеров – карьерный рост оператора до менеджера по продажам. Да, это рост в рамках одного отдела, но с совершенно разным функционалом. Оператор, который занимался только документооборотом переходит на позицию, где необходимы активные переговоры с клиентами, аналитическая работа и презентационные навыки. Это действительно мотивирует, потому что компания позволяет сотрудникам без опыта продаж, такой опыт получить.
Оператор проявляла интерес к аналитике, и в рамках своей должности ей уже становилось скучно. С целью мотивации и удержания, данный сотрудник был переведен на должность финансового менеджера. Да, должность совсем новая и функционал другой. Но, результат оказался действительно успешным.
Ещё один очень интересный пример из нашего опыта. Сотрудник, который занимал должность руководителя отдела квалификации и качества перешел на должность начальника отдела продаж. Другой отдел, другие задачи, но, благодаря вышеописанным инструментам и нашему подходу про открытость бизнес-процессов, результат этого горизонтального перемещения оказался более чем успешным.
Смотрите также: Фестиваль науки как способ возродить инженерные династии
Несколько примеров, когда сами сотрудники берут на себя дополнительные функции, потому что им это интересно и компания дает возможность попробовать. Сотрудники бухгалтерии очень успешно осваивают функционал финансового менеджера. Бренд-менеджер изучает и применяет полученные знания в СММ, работая с официальным аккаунтом компании.
Горизонтальная карьера – это действительно сейчас мотиватор для сотрудников. Для компании важно создать атмосферу, в которой сотрудники будут открыты. Ведь более результативны те, кто замотивирован и с удовольствием применят и пробует новое. А для компании – это реальные возможности для развития. Ведь развивающиеся и замотивированные сотрудники развивают и двигают компанию. Средний стаж наших сотрудников около 7 лет. Есть сотрудники, которые работают с основания компании (21 год). Только за 2021 год назначено 5 сотрудников на должности и у 1 сотрудника расширен функционал. Проведен ассессмент-центр среди сотрудников (с целью формирования кадрового резерва).
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно
Что Вы думаете об этом?