Дистанционная работа – не панацея
Во время пандемии вопрос, переводить ли компанию на удаленную работу, встал особенно остро. По данным исследования рекрутингового агентства Selecty, 57% всех опрошенных компаний отказались от офисов, 16% процентов планируют и в дальнейшем сохранить этот формат. Екатерина Смирнова , эксперт SF Education ищет ответ на вопрос : насколько выгоден для работодателя отказ от офиса.
Первый вице-президент компании «Опора России» Павел Сигал полагает, что перевод сотрудников из оффлайн-режима в онлайн позволит компании сэкономить в среднем от 15 до 30% бюджета. В эту сумму эксперт закладывает расходы на аренду помещения, коммунальные услуги, что уже составляет 20-22% от бюджета, и организацию рабочего пространства. Управляющий Selecty Арсений Федоткин соглашается с расчетами: «Работодатели подсчитали, что при стоимости 30 тыс. рублей за 1 кв. м. офисов класса А, экономия на аренде на 600 человек за год составит 150 млн. рублей». Данные от экспертов подтверждает и эксперимент отечественной компании «Вымпелком»: в 2017 году компания перевела 4500 сотрудников на удаленную работу, что привело к экономии в 10 млн. долларов только на аренде помещения.
Читайте также: Как работодателю сэкономить 1 трл рублей с помощью удалённой работы
Впрочем, при переходе на удаленный формат важно учитывать и тот факт, что реогранизация труда требует дополнительных расходов на интернет и телефонию, способы контроля работы сотрудников, обучение штата и техническое оснащение. Тот же «Вымпелком» заявлял о том, что удаленный режим может охватить около 50% всех сотрудников, при этом затраты на реорганизацию составят около 100 млн. рублей. Безусловно, эти затраты быстро компенсируются в долгосрочной перспективе, однако игнорировать краткосрочные расходы не стоит.
Вернемся к подсчетам. По данным отчета J’son&Partners Consulting и «1С-Битрикс» за 2015 год, работодатели экономят около 170 тыс. рублей в год на одном сотруднике, если переводят его на удаленный формат работы. Экономия выглядит впечатляющей, однако подобная оптимизация издержек доступна далеко не всем компаниям.
По данным аналитического центра НАФИ, в период пандемии лишь 11% российских компаний смогли перевести на удаленную работу всех своих сотрудников. В основном перевод на удаленный режим актуален для сферы интеллектуального труда: IT, Digital, образование. Работники иных сфер часто оказываются в условиях невозможности реорганизации труда.
При этом частичный перевод сотрудников в онлайн никак не сокращает трат на содержание и аренду помещения, из чего следует, что реальную экономию приносит только полный отказ от помещения. Следовательно, компании, не имеющие возможности организовать удаленную работу для всего штата, оказываются в условиях увеличения расходов, а не наоборот. Так что удаленный формат хотя и может помочь сэкономить приличную сумму, подойдет не каждому предприятию .
Если же говорить о компаниях, которые могли себе позволить переход в онлайн в период пандемии, то следует отметить данные исследования о продуктивности сотрудников, что является одним из важнейших показателей коммерческой успешности предприятия. По данным НАФИ, 82% предпринимателей отметили снижение эффективности работы сотрудников после перехода в онлайн-пространство, а 41% опрошенных сотрудников подтвердил данное утверждение:
55% из них указали причиной снижения продуктивности сложность решения вопросов в дистанционном формате,
24% - невозможность сосредоточиться из-за сторонних дел,
18% - трудности с самоорганизацией,
16% - технические проблемы.
Очевидно, что снижение эффективности труда может повлечь финансовые потери для компании. Впрочем, среди опрошенных сотрудников 39% не отмечают снижения продуктивности, а еще 15% заявляют о том, что она возросла.
80% из 15 отмечают причиной возрастания отсутствие необходимости тратить время на дорогу,
63% - возможность самостоятельной организации рабочего дня,
43% - более комфортные (по сравнению с офисом) условия.
Из этого следует, что удаленную работу как менее комфортную отмечает менее половины сотрудников, в то время как тревожность работодателей возрастает в подавляющем большинстве случаев. Эксперты, впрочем, полагают эту тревожность безосновательной: исследование рекрутинговой компании Hays и PR-агентства Comunica показало, что 71% удаленных сотрудников держатся за работу .
Результаты опроса НАФИ коррелируют и с исследованием портала HeadHunter: оно указывает на то, что 56% сотрудников хотели бы сократить затраты на дорогу и обеды, а 77% опрошенных эффективнее работают не в привычный промежуток времени 9-18.00. На это указывает и исследование Rouge, отмечая 55% работников, желающих сэкономить на дороге и еде, а также указывая на 75% от всех респондентов, заявляющих об отличных от привычного графика часах продуктивности.
Рост экономической свободы сотрудников и увеличение количества свободных часов положительно влияет на ментальное здоровье, что, в свою очередь, увеличивает продуктивность работников и их лояльность работодателю.Турсервис Crip при этом подсчитал, что сотрудники, самостоятельно организующие свое время в удаленном режиме, выполняют практически две дневные нормы, а также реже меняют рабочее место.
Смотрите также: Три компонента благополучия от компании Deloitte
Что имеем в сухом остатке: удаленная работа для компании – выгодное явление. Она позволяет оптимизировать расходы на аренду офиса и его содержание, современные методы контроля и отчетности позволяют следить за трудом сотрудников не менее успешно, чем в оффлайн-режиме, а при грамотном техническом оснащении и организации обратной связи продуктивность труда сотрудников скорее возрастет, чем снизится. Однако удаленная форма подходит не для каждой сферы бизнеса и не для любого вида работы, поэтому не стоит ожидать, что дистанционная работа – панацея от всех трат.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?