Дипломы в архив? Выпускники вузов в ИТ-сфере меняют критерии оценки

Одна из главных проблем современной системы образования в сфере ИТ – вузы не успевают за темпами развития технологий. О ситуации и стратегиях поведения HR-отделов ИТ-компаний в новой реальности рассказывает Надежда Бондарева, руководитель отдела персонала компании Linxdatacenter.

Бондарева Надежда, Linxdatacenter, Дипломы в архив? Выпускники вузов в ИТ-сфере меняют критерии оценки, карьера технического специалиста, карьера технический специалист, карьера в ит сфере, карьера в ит

Специализаций все больше

Каждый год появляются новые технологии, платформы, фреймворки и даже языки программирования, по многим из них до сих пор нет никаких официальных курсов или программ обучения. Овладеть всем на приемлемом уровне невозможно. Фрагментация и «размножение» технологий в ИТ приводит к появлению очень узких специализаций, когда сотрудник разбирается буквально в одной области или даже в одном решении.

Читайте также: Парадоксы ситуации с IT-специалистами

Сквозные компетенции в ИТ сегодня уходят в прошлое: профи в области работы с микросервисами не обязаны знать как, где и на каком железе они развернуты. Этим занимаются другие люди, иногда и в других организациях. Существуют специалисты с совершенным владением одним языком программирования – и этого вполне достаточно для хорошей карьеры.

Дипломы – в архивы?

Сам по себе диплом вуза, даже самого авторитетного, ничего не гарантирует и не обещает: сегодня доступны широкие возможности по самообразованию. Если человек достаточно мотивирован и талантлив, никто не помешает ему получить солидные компетенции, позволяющие претендовать на вакансию. Поэтому предпочтения по вузам хоть и сохраняются – любой «культовый» технический вуз страны гарантирует некий уровень базовых знаний – жестких стоп-сигналов по дипломам сегодня нет.

Когда наступает этап повседневной работы в компании, любые различия на уровне «кто какой вуз закончил» стираются. На первый план выходят человеческие качества и профессиональные характеристики сотрудника. Способность работать в команде, готовность осваивать новые темы и держать себя в профессиональном тонусе.  У каждого своя мотивации и «запас прочности» на длинную дистанцию. Строить карьеру в ИТ в современных условиях – довольно непростая задача, и диплом здесь может быть только стартовой точкой, но не инструментом успешного развития.

Выпускники это понимают: практически никто не искажает информацию о месте своей учебы, стажировках и дополнительном образовании. Во-первых, сегодня очень многие вещи легко проверить, во-вторых, в таких подлогах в ИТ нет никакого смысла. Ты либо знаешь указанную в резюме ИТ-платформу или язык программирования, и можешь работать с ними на уровне, требуемом компанией, либо нет. Спрятаться за дипломом в ИТ практически невозможно, и в этом огромное преимущество нашего рынка в кадровом отношении.

И опыт – сын ошибок трудных

Если говорить о специфике работы дата-центра, который развивает направление ИТ-сервисов, то это широчайшая площадка для применения разнообразных ИТ-компетенций.

На открывающиеся в Linxdatacenter вакансии почти всегда требуется опыт работы, и поэтому с подлогом информации от соискателей мы не сталкивались. Существует другая проблема: на рынке много «многостаночников» с поверхностными знаниями, а специалиста с действительно глубокими знаниями по указанной в резюме области встретишь нечасто. Мы нанимаем как раз профессионалов с узкой специализацией, давая им возможность сосредоточиться в проекте только на своих умениях. Все остальные задачи закрывают коллеги по команде.

Сегодня в Linxdatacenter больше выпускников технических вузов, однако нельзя сказать, что компания состоит только из «технарей».

Поколение Z уже здесь

Если говорить о будущем отрасли через призму опыта нашей компании, то судя по стажерам и сотрудникам Linxdatacenter из так называемого поколения Z, ИТ-сферу ждет волна молодых профессионалов с высочайшей digital-культурой организации своей работы.

Сталкиваясь с проблемами, Z-сотрудники не ждут, когда начальство даст санкцию на определенный сценарий действия. Скорее они сами напишут несколько строчек кода, найдут решение в документации или в сети, сделав все самостоятельно.

В этом проявляется определенный разрыв поколений и потенциальная почва для конфликта в коллективе: у старших обычно более широкий кругозор, глубокий опыт и определенный консерватизм в решении задач и т.д. Молодые более напористы, склонны к мгновенному действию, но зачастую такое отношение оправдано - если молодой сотрудник действительно владеет заявленной специальностью, то отношение к нему будет как к равному.

Выходы есть

Несмотря на явный разрыв между теорией (вузы и их образовательные программы) и практикой (реальные задачи в ИТ-компании), выход из этой ситуации есть. Не секрет, что многие ИТ-компании совместно с вузами реализуют проекты, направленные на подготовку необходимого количества студентов с определенным фокусом в подготовке.

Если мы говорим о компаниях-разработчиках, то для них все ясно: существует флагманский продукт с базовым кодом, определенные языки, на которых он создается, понятны платформы, где его будут использовать.

Дата-центрам в этом плане приходится гораздо сложнее: в ЦОДе на разных проектах может потребоваться практически вся полнота знаний и навыков, представленных сегодня в сфере ИТ. Здесь и знание «железа», и языков программирования, и платформ виртуализации. Требуются знание сетевых протоколов и компонентов, умение работать с решениями глобальных облачных провайдеров.  Мы не говорим, что все это должен уметь один специалист, мы говорим, что нам нужны все эти специалисты, каждый из которых будет профессионалом в своей области.

Бондарева Надежда, Linxdatacenter, Дипломы в архив? Выпускники вузов в ИТ-сфере меняют критерии оценки, карьера технического специалиста, карьера технический специалист, карьера в ит сфере, карьера в ит

Поэтому наш путь – не разворачивать в вузе образовательный проект, а привлекать под конкретные проекты студентов старших курсов с обучением под задачи проекта. У таких людей пока нет законченного высшего образования и, в каком-то смысле, мы будем получать его вместе с ними.

Смотрите также: Можно ли конкурировать с Google и Microsoft при подборе IT-специалистов?

Резюмируя, можно сказать, что отсутствие в вузовских программах специализаций типа «AI-инженер» или «специалист по облачным микросервисам» не должно сегодня становиться препятствием для профессионального развития молодого специалиста: чем больше у соискателя экспертизы, практики и навыков, тем меньшую роль для карьеры играет вуз, цвет диплома и другие условности.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы