Что должен уметь HR
Вот он – перед вами, таинственный список умений и навыков хорошего HR-специалиста. Что позволяет менеджеру HR-службы постоянно находиться в режиме многозадачности и с успехом преодолевать все возникающие трудности – порталу HR-tv.ru рассказала Екатерина Горяная , старший консультант международного кадрового xолдинга.
Если говорить об основных умениях и навыках HR, самыми важными, на мой взгляд, являются:
1) Высокий уровень развития коммуникационных навыков. Это не просто умение разговаривать и вести диалог, а способность выстраивать общение таким образом, чтобы оно было направлено на достижение результата, запланированного HR-менеджером. Взаимодействие со всеми подразделениями и сотрудниками компании через доверительное отношение и открытую коммуникацию – залог успеха HR.
2) Умение слушать и слышать. Слушать умеют все на физиологическом уровне, а вот слышать – не многие.
3) Способность работать в режиме многозадачности (HR должен учитывать несколько моментов одновременно и помнить обо всех проектах).
4) Умение работать с большим объемом информации (HR ведет поиск кандидатов, держит в голове все требования к кандидатам, готовит большой объем аналитики по закрытым вакансиям и текучке и т.д.).
5) Структурировать информацию и выявлять из большого объема нужные данные, расставлять приоритеты по задачам самостоятельно, согласно текущей ситуации.
6) Навыки убеждения и аргументации являются также первостепенными, это отчасти вытекает из умения общаться, однако здесь заложен более глубокий смысл. Менеджер по персоналу должен уметь аргументировано донести до бизнеса или до персонала необходимую информацию, не допуская ошибок или пристрастности.
Читайте также: Формируем корпоративную культуру: когда бить тревогу
Способности, относящиеся к стратегическому мышлению (например, умение видеть ситуацию со стороны, в проекции на будущее, принимать решения, согласно стратегическим целям и т.д.), безусловно, важны, однако на начальном этапе работы юного HR-специалиста они не являются критичными. Интуиция также не обязательна (то, что в HR неформально называют «чуйка»), но при её наличии сотрудник способен на многое. Внимательность к деталям значима, но не стоит переоценивать ее значение. Вариативность мышления и умение адаптироваться к различным ситуациям, гибкость – скорее, не обязательные, а желательные умения. Все вышеперечисленное приобретается в процессе профессионального опыта специалиста в отделе персонала. В то время как первоочередные умения и навыки необходимы для успешного профессионального роста.
Специалисту-новичку, только начинающему работать в сфере HR, будет полезно провести некий «аудит» своих навыков и умений, понять сильные и слабые стороны, продумать и обсудить индивидуальный план развития со своим руководителем. В первую очередь, рекомендую развивать первостепенные навыки и умения. Внимательно изучайте опыт своих коллег, осознавайте причины своих успехов, делайте выводы из ошибок – это поможет в формировании второстепенных умений. Набирайтесь опыта в использовании технического инструментария по подбору, оценке и развитию персонала. Как правило, в самом начале карьеры складывается понимание особенностей той или иной профессии, поэтому можно и нужно корректировать свой план развития по мере собственного роста.
Очень важный момент для новичка – выбор наставника или ментора. Как правило, этим человеком является непосредственный руководитель. Если по каким-то причинам руководитель находится не локально, и/или он очень загружен и не успевает уделить внимание новичкам, можно внимательнее осмотреться и в рамках компании или отдела найти более опытного сотрудника и выстроить с ним эффективное взаимодействие.
С точки зрения организации собственной работы менеджеру по персоналу полезно уметь видеть ситуацию в целом, правильно расставлять приоритеты и управлять своим рабочим временем, системно мыслить (принимать решение на основании комплексного анализа всех факторов), а также быть предельно корректным и четким в коммуникации.
Если мы говорим про управление работой подчиненных, то очень ценная способность в менеджменте – грамотное умение делегировать задачи в совокупности с коммуникацией и системой поддержки и контроля. Постановка задач подчиненным (задача\сроки), помощь в решении сложных вопросов, проверка сроков исполнения, вовлечение в сложные и интересные проекты и задачи – это полезные навыки для Менеджера по персоналу, которые можно приобрести только с опытом. Кросс-функциональное взаимодействие (управление работой не подчиненных напрямую людей), требует от HR эффективного и точного построения коммуникации с сотрудниками компании.
Многие успешные управленцы признают, что выстроить результативное взаимодействие с собственными подчиненными гораздо легче, чем с людьми, не подчиняющимися напрямую. Это отношения партнерства, поэтому коммуникация выстраивается с позиции равного по статусу, профессионализму и уровню. Совместная работа в таком формате даст намного больше, чем директивное подчинение.
Читайте также: HR с самого-самого начала: с чем ознакомиться новичку
Последний совет, который хотелось бы дать новичку – постоянно развивайтесь. Если в рамках компании существует практика обучения и тренингов, пользуйтесь любой возможностью узнать что-то новое и приобрести полезный опыт. Как правило, такие сотрудники не остаются незамеченными и добиваются большего успеха, чем те, кто находится постоянно в тени и боятся выйти за рамки привычных умений и навыков.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?