BIG Data на службе у розничной сети МТС
HR – это сфера, в которой собирается и обрабатывается огромное количество информации. Большие данные необходимы, чтобы анализировать и моделировать ситуацию. Команде розничной сети МТС удалось реализовать очень креативный проект, благодаря которому стало возможным автоматизировать HR-процессы. В основе кейса лежало внедрение технологии big data, позволившее оптимизировать работу HR-подразделения и улучшить эффективность работы персонала. О деталях реализации проекта рассказала Наталья Черкинская, руководитель проекта WFM .
Проект претендует на победу в номинации HR Hero бизнес-премии WOW!HR 2019
Суть проекта
WorkForce Management – это инструмент, позволяющий на основе множества данных по продажам (клиентопоток, сезонность продаж, время, затрачиваемое на обслуживание клиента) создать максимально эффективный график работы сотрудников розничной сети.
Обычный человек может предполагать какие-то процессы или события на основании своего опыта, но система учитывает множество факторов, влияющих друг на друга, ее предсказания более точны.
Читайте также: HR Русклимата всегда в режиме «live»
Например, традиционно в ритейле в период перед новогодними праздниками выходят работать все сотрудники офиса продаж. Система WFM построила прогноз иначе. Обеспечив вывод сотрудников по графику, построенному системой, мы не ошиблись – смогли полностью покрыть клиентопоток, дали сотрудникам заработать хорошую премию и оставили время заняться личными делами перед Новым годом.
Начало
В качестве вектора развития была выбрана реализация стратегий ведения бизнеса компании:
– Максимизация выручки компании.
– Оптимизация затрат на оплату труда.
– Баланс затрат на оплату труда и выручки компании.
Не были забыты и сами сотрудники компании – повышение лояльности персонала за счет бережного отношения к его рабочему времени, предоставление возможности работать в то время, когда можно хорошо зарабатывать.
Цель проекта
Нужно было найти оптимальные параметры работы системы WFM для построения взаимовыгодных отношений сотрудника и работодателя. Именно поэтому компанией был сделан выбор в пользу создания собственной системы WFM, а не покупки уже готового решения.
Автоматизация процесса построения графика работы с использованием больших данных дает возможность учесть все особенности конкретного бизнеса и решить несколько задач одновременно:
- позволяет увеличить премиальную часть сотрудников за счет присутствия на рабочем месте в часы с максимальным клиентским трафиком,
- освободить часть времени менеджерского персонала, ранее затрачиваемого на составление графика работы,
- максимально учесть все пожелания сотрудников по организации своего рабочего времени, продолжительности смен и выходным дням,
- найти оптимальное соотношение ФОТа и выручки кампании.
Этапы реализации
Компания выбрала путь внутренней разработки силами BIG Data. Объем анализируемой информации и вариативность принятия решения невозможно реализовать прикладными средствами.
Была создана рабочая группа, в которую были активно вовлечены все подразделения компании: продажи, HR, коммерция, ИТ, подразделение big data МТС и безопасность. Это важно, так как было необходимо заложить в работу системы все требования и факторы. Именно совместная работа над проектом помогла в столь сжатые сроки создать WFM.
Проект вводился этапами, постепенно распространяясь на всю территорию РФ. Важно было учесть все замечания и отработать возражения на текущем этапе перед переходом к реализации на следующей территории. За полтора года продукт был внедрен на всей территории присутствия розничной сети МТС, а это около 4100 офисов продаж. Сегодня примерно 18 000 сотрудников ежедневно используют данный продукт в работе.
Проект был реализован силами только лишь сотрудников розничной сети МТС и направления BIG Data МТС.
Трудности
Любая разработка с нуля – это кропотливая работа! Интеграция между множеством ИТ-систем, параметризация модели, понятный пользовательский интерфейс – все это обсуждалось командой, решения принимались коллегиально. Были моменты, когда, внедрив новый релиз, команда принимала решение вернуться на шаг или два назад, это особенность agile и мы были к этому готовы.
Смотрите также: AT Consulting: перепрыгнуть пропасть на 99% нельзя
Самым главным подтверждением правильности выбранного пути был переход к каждому следующему этапу и постоянная доработка продукта.
Реакция персонала
Проект внедрялся этапами. Для каждой новой группы пользователей проводилось обучение. Была создана команда поддержки продукта. Практически 24/7 все сотрудники могли получить ответы на свои вопросы. Для руководителей проводились дополнительные встречи, где рассказывалось зачем и с какой целью внедряется проект.
Результаты
Проект помог компании решить все поставленные задачи. Сейчас есть точное понимание вектора движения и можно моментально реагировать на любые изменения в период трансформации и перехода от сотового ритейла к ритейлу с многопрофильным пакетом.
Итоги проекта:
Для клиентов
Уровень TNPS |
увеличился в среднем на 3% |
Сократить время ожидания клиента в очереди |
- 2,8 % |
Для сотрудников
Учесть пожелания сотрудников по организации рабочего времени, продолжительности смен и выходным дням. |
Система дает возможность проставить пожелания сотрудников по рабочим сменам |
Нормализация уровня дохода сотрудников |
Увеличение заработной платы на одного сотрудника +10% |
Сократить нагрузку на сотрудника |
- 1,8% |
Для бизнеса
Снижение показателя ФОТ |
Экономия ФОТ за 2018 год около 0,5 млрд рублей |
Фото МТС
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR2019
{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}
Что Вы думаете об этом?