Сколько денег удастся собрать с самозанятых россиян

В 2018 году российские власти прикладывают особенно много усилий для наполнения бюджета. Совсем недавно правительство решило повысить ставку НДС до 20%. В этом контексте идея налога на самозанятых, то есть на репетиторов, медицинских помощников и других вольнонаемных специалистов, вполне понятна.

Сколько денег удастсясобрать с самозанятых россиян

Пилотные проекты пройдут в четырех регионах России в 2019 году: в Москве, Татарстане, Московской и Калужской области. Предварительно озвучено решение о ставке налоговых отчислений в размере от 3% до 6% «налога на профессиональный доход». При этом налоговая служба обещает, что регистрация будет предельно простой: планируется создать механизм выплат через мобильное приложение, что означает снижение времени на подготовку документации и отчетность.

Сколько в России самозанятых

Проект отвечает на ряд ключевых вопросов и решает несколько задач. Первая: попытаться более точно понять размер серой экономики. Оценки ее размера сильно расходятся. По оценкам Росстата, в теневой зоне находится порядка 10-14% ВВП; Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) считает, что в 39% (в 2016 году); Международный валютный фонд (МВФ) в недавней статье дал оценку в размере около 34% в 2015 году.

Статья МВФ весьма любопытна: она содержит как прямые, так и косвенные методы оценки, показывает достаточно разумное относительное положение стран по доле данного показателя, и неплохо воспроизводит данные опросов по странам. Если положиться на данные МВФ, динамика с 1991 года не выглядит слишком впечатляюще: на старте теневая экономика была порядка 40% ВВП, снижала свою долю до кризиса 2008 года, а с тех пор скорее несколько выросла.

Второй задачей стоит назвать увеличение поступлений в федеральный и региональный бюджеты; объем данных поступлений может быть существенным. Если теневая экономика действительно составляет более 30%, желание государства лучше контролировать деловую активность в этой сфере кажется вполне понятным.

Даже 3-6% налогов с оборота могут принести значительные поступления для бюджета — с суммарного ВВП в 92 трлн рублей в 2017 году и серой зоны в 35% в среднем может получиться около 1,5 трлн рублей налогов; если следовать оценкам Росстата в 15% ВВП, то около 600 млрд рублей. Безусловно, данные оценки являются расчетными величинами, и собрать подобные суммы едва ли возможно, так как не все из этих людей самозанятые.

Судя по исследованию Сбербанка 2014 года, 4 млн самозанятых приходятся на 16 млн неформально занятых. В 2017 году Центр стратегических разработок и Высшая школа экономики (ВШЭ) опубликовали доклад «Российский рынок труда», в котором предложили оценку в 13 млн неформально занятых. Из тех, кого можно отнести к самозанятым, не все готовы зарегистрироваться и начать платить налог, но даже сотни миллиардов с учетом общих сборов федерального бюджета в 16 трлн рублей — значительные деньги.

Что предложат теневым игрокам

Государство пробует ввести теневую составляющую экономики в правовое русло. Если 36% трудоспособных людей (а это 27 млн человек), как отмечала вице-премьер Ольга Голодец в 2015 году, находятся в серой зоне, то есть шанс предложить им более честные взаимоотношения с государством.

Очевидно, что основные участники — те же репетиторы, помощники по дому, частные юристы и консультанты — зарабатывают не слишком много. Доход большинства из них точно меньше 10 млн рублей в год. Если при этом государство гарантирует неизменность налоговых ставок на долгий период времени, то стимул выйти из тени появится у многих. При этом появляется возможность претендовать на пенсии и медицинскую помощь хотя бы в объеме ОМС. Свою деятельность по банковскому счету получится использовать для кредитования.

Автоматизация уплаты налога через мобильное приложение не означает мгновенного снижения издержек для ФНС. В частности, по мнению замминистра финансов Ильи Трунина, «эффект максимум нейтральный. Потому что еще надо потратить деньги на разработку этой системы, она достаточно дорогая».

У государства есть и макроэкономические резоны заниматься обелением ВВП. Данные по многим странам показывают, что фирмы в серой экономике имеют слишком низкую производительность — меньше, чем небольшие компании в формальном секторе. Это показывает важность постепенного развития корпоративной занятости, она приносит гораздо больше качества росту экономики.

Правда, при этом увеличение налогообложения обычно не приводит к снижению «серой зоны». Как показывают результаты по ОЭСР и «переходным экономикам» в 1990-е, это верно для широкого спектра стран. Повышение социальных налогов и НДФЛ обычно увеличивает долю теневой составляющей в ВВП.

Будут ли люди регистрироваться

Насколько будут мотивированы самозанятые регистрироваться и платить такой налог? Если говорить о регистрации, то официальные данные ФНС пока не оптимистичны: общая численность зарегистрировавшихся по состоянию на начало июня 2018 года составляет всего 1529 человек.

Конечно, это пока происходит в режиме без легкой регистрации и низких налогов, но едва ли миллионы людей сразу придут в налоговую. Есть и другой вопрос: удастся ли так же легко перестать быть самозанятым и исключить себя из данной системы учета, если в дальнейшем участник перестанет быть самозанятым?

Безусловно, дополнительной мотивацией «выйти из тени» должна стать низкая ставка налога: обычный НДФЛ составляет 13%. Но доходы самозанятых обычно достаточно низкие, и даже 3-6% для этих людей важные суммы.

Теперь плохие новости. Анализ больших данных выходит в России на новый уровень. ФНС и «Интерфакс« независимо исследуют наличие фирм-однодневок и получают почти одинаковые результаты: снижение числа таких фирм до 7%. ЦБ и Минфин стремятся к снижению платежей наличными, в том числе для контроля крупных расходов, но могут прийти и к почти полной прозрачности доходов.

Банки активно идут в автоматизацию и с помощью разных алгоритмов, в том числе основанных на искусственном интеллекте, детально работают с данными. Они выделяют как мошенничества, так и регулярные операции, и вполне могут видеть «повторяющиеся платежи» или что-то похожее на «неформальные контракты». Для мастера по маникюру на дому достаточно будет сообщения соседей в то же приложение, что «приходят люди, похожие на клиентов», и появится налоговая с претензиями.

Возьмем другой пример — аренду жилья. Она не попадает под новое налогообложение, по всей видимости, и останется на уровне ставки в 13%. По анализу ЕГРП и данных по недвижимости можно обнаружить, у кого есть больше одной квартиры, и проверить наличие или отсутствие постоянно проживающих арендаторов. Про возможность получения информации о регулярных платежах было написано выше. При этом очевидно, что рынок жилья гораздо шире и потенциально прибыльнее для государства, чем поступления от самозанятых — по крайней мере на первом этапе.

Идея с самозанятыми требует определенного позиционирования и разъяснений, при этом необходимо создать четкие стимулы для привлечения людей. Если государство хочет заставить репетиторов, нянь и медицинских помощников выйти из тени, придется приложить много усилий и объяснить, почему это необходимо.

Налоговые сборы на первом этапе едва ли превысят расходы на создание системы — вероятность того, что обозначенные миллионы граждан выйдут из тени и зарегистрируются в качестве самозанятых, невысока. И даже если это произойдет, сборы будут не более сотен миллиардов рублей, а в реальности значительно меньше.

Тем не менее, это правильный шаг к обелению экономики. С таким посылом Россия оказывается в русле стандартных международных методик. В стране сложилась слишком масштабная теневая экономика, поэтому любые шаги к улучшению ситуации должны помочь увеличить производительность труда.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы