Бизнесмены дали советы российским стартаперам
Журналисты Лика Кремер и Екатерина Кронгауз запустили реалити-шоу в подкастах «Либо выйдет, либо нет» о том, как в России строят бизнес. Forbes собрал советы, которые дали начинающим предпринимателям герои первых трех серий
1. Найдите свое незаслуженное преимущество
Когда герой американского подкаста StartUp, журналист Алекс Блумберг пришел просить денег на компанию Gimlet, инвестор Крис Сакка сказал ему: « Я хочу вкладываться в бизнесы, у которых есть unfair advantage — незаслуженное преимущество ».
Спросите себя, в чем ваше преимущество перед конкурентами. Что такого есть в вас, вашей компании или окружении, чего нет у них? В нашем случае — это друзья и знакомые, которые разбираются в предпринимательстве лучше нас и готовы помогать нам словом и делом. Мы решили делиться этим преимуществом со слушателями. Когда мы спрашиваем у друзей совета, мы записываем эти разговоры и превращаем их в подкаст.
2. Разделяйте риски с партнерами и сотрудниками
«Главное, чтобы людям нравилось у вас работать, тогда им можно меньше платить», — советует бизнес-консультант Александр Мансилья-Круз. На старте ваш бизнес-план должен быть максимально гибким — особенно расходная часть.
Чтобы этого добиться, разделите риски с партнерами и сотрудниками: договоритесь о почасовой или проектной оплате. Так вы подстелите соломку на случай трудных времен: если у компании нет заказов и сотрудники не загружены, вам не придется им платить.
3. Вкладывайтесь в команду
Как говорит инвестор Лев Левиев, «инвестиции — дело рискованное, поэтому вкладываться разумнее всего в команду, а не в бизнес-план». Обычно бизнес-план, который вы рисуете на старте проекта, — это лишь фантазия о том, как будет работать бизнес. Дальше бизнес-план проходит испытание реальностью и, как герой хорошего фильма, меняется. Иногда он меняется настолько сильно, что компании приходится сделать разворот — поменять модель заработка или даже сферу бизнеса.
Такой разворот (американцы называют его pivot) дается непросто — это как переезд, ремонт и потоп одновременно. Но если у вас сильная команда, вы справитесь.
4. Договаривайтесь на берегу
Начинать бизнес вместе с партнерами всегда лучше. Это как второй водитель в дальней поездке: когда вы устанете, партнер напомнит, куда и зачем вы едете, а если нужно — возьмет руль в свои руки. Но есть и опасности: что если у вас разные мнения о том, куда надо ехать, или посреди дороги окажется, что партнер не умеет водить?
Чтобы этого не случилось, трезво оцените себя и своего партнера, ваши сильные и слабые места. Договоритесь на берегу, кто главный, кто за что отвечает и как вы будете расставаться. А потом зафиксируйте эти договоренности на бумаге.
Дмитрий Гриц, юрист: « Некоторые люди говорят: давайте не будем это [расставание] обсуждать — мысли материальны. Я им говорю: слушайте, мне нечего вам добавить. Киньте валенок через забор — куда он посмотрит, там и ваш бизнес ».
5. Не спешите давать долю
Самый простой способ привязать человека к компании — сделать его партнером, то есть дать ему долю в бизнесе. Сотрудник становится совладельцем компании, а значит, сильнее старается, чтобы у компании все получилось.
Помните, что каждый раз, когда вы даете кому-то долю, вы отрезаете кусочек своего бизнеса. А еще даете сотрудникам право не только на прибыль компании, но и на участие в принятии решений. Если таких людей становится слишком много, принимать решения будет тяжело.
Избежать этих проблем можно двумя способами. Первый — давайте не доли, а опционы. Опцион — это право получить часть прибыли компании в случае продажи или право выкупить долю в компании по цене. Обычно владельцы опционов не получают места в совете директоров, то есть у них нет права голоса при принятии решений.
Второй способ — давать клиффы. Клиффы — это опционы, которыми можно воспользоваться, проработав определенное время в компании. Например, вы можете договориться, что человек получит долю, когда проработает в компании год.
Лев Левиев советует: « Важно выдавать опционы, когда ты уже поработал с людьми, когда понимаешь, что они с тобой надолго. Сначала убедитесь, что это ваш человек, а потом делитесь долей в компании ».
6. Фокусируйтесь на том, что вы знаете лучше всего
Когда вы найдете свое незаслуженное преимущество, сфокусируйтесь на нем. На все остальное можно нанять человека с опытом. Или посоветоваться с друзьями, знакомыми или теми, кто понимает в этом лучше вас.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна