Андрей Белозеров – об "умном квартале" и других технологических новинках Москвы

За безопасностью москвичей теперь будет следить не только городские видеокамеры, но и спутники из космоса с помощью современной технологии – интерферометрии. Люблино станет первым кварталом "умного города" в Москве, где разработчики будут тестировать самые перспективные IT-технологии. О том, нужно ли в спальных районах города организовывать бесплатный Wi-Fi, как обучать преподавателей школ работе с гаджетами и электронными досками, а также зачем в подъездах устанавливать датчики движения, в интервью m24.ru рассказал заместитель руководителя департамента информационных технологий Москвы Андрей Белозеров.

– Андрей Сергеевич, в департаменте информационных технологий вы курируете новое подразделение Smart City Lab – "Лабораторию умного города". В этом году планируется создать "умный квартал" в Люблине. Как будет выглядеть этот эксперимент? И какие задачи стоят перед лабораторией?

– Smart City Lab – это небольшое подразделение примерно из пятнадцати человек. Создали его в середине лета прошлого года. Мы отбираем в России и по всему миру перспективные технологии и решения и пилотируем их Москве. Если эксперимент признается успешным, проект будет тиражироваться на весь город. В большинстве случаев такие пилоты не требуют средств из бюджета. Разработчикам не терпится попробовать свое изобретение в условиях реального города, и Москва теперь дает им такую возможность. Идея "умного квартала", где на ограниченной территории пробуются всевозможные инновации, довольно популярна в Европе. "Умные кварталы" есть в Барселоне, в Хельсинках. В Хельсинках для этого отвели строящийся квартал. В Барселоне, наоборот, старую застройку пытаются реанимировать, внедряя новые технологии. Мы выбрали для проекта шесть многоквартирных домов разных типов, разной этажности и разных лет постройки в Люблине, совместно с префектурой ЮВАО.

– Почему выбрали Люблино для первого "умного квартала"?

– Здесь сложившаяся застройка, и тестирование будет проходить условиях, очень близких к реальным. Сможем учесть множество нюансов. После такой проверки технологии будут готовы к тиражированию на другие районы.

– Когда начнется проект? Какие технологии будете испытывать?

– Конкурс на проектирование "смарт-квартала" объявим в первом квартале этого года. Его победитель проведет обследование домов и дворовых территорий и предложит набор технологий, которые можно будет протестировать с учетом состояния инженерных систем и другой специфики. Экспериментировать будем в нескольких направлениях. В первую очередь займемся энергоэффективностью.

В подъездах появятся датчики движения, чтобы свет не горел, когда он никому не нужен.

Также появится диммеры, благодаря которым мощность лампочек будет автоматически регулироваться в зависимости от уровня света за окном. Система отопления будет подстраиваться под температуру на улице. Сейчас даже при плюсовой температуре батареи в квартирах огненные, в итоге окна нараспашку. Отапливаем улицу, а общедомовой счетчик крутится. Во дворах опробуем раздельный сбор и умную утилизацию мусора, локальный Wi–Fi, видеоаналитику. Например, для отслеживания качества уборки снега. Обращать внимание будем прежде всего на экономический эффект от внедряемых технологий – какую экономию это дает городу, снижаются ли расходы жильцов. Перед установкой систем, все проекты будет обсуждаться с местными жителями.

– Если пилотный проект окажется удачным, за чей счет планируете тиражировать этот опыт - инвесторов или города?

– Возможны разные способы – и привлечения частного капитала, и государственно-частное партнерство.

– Можно сказать, что сейчас Москва идет в ногу с мировыми информационными технологиями?

– Да, однозначно, а некоторые вещи у нас уже лучше. Например, наши технологии по вовлечению горожан в управление городом. Я имею в виду проекты "Активный гражданин", "Наш город", краудсорсинг.

За принятие городского решения в Москве голосует до полутора миллиона горожан. Таких масштабных голосований в других крупных городах мира нет.

– Однако, некоторые москвичи сомневаются в честности голосования на "Активном гражданине". Что ответите скептикам?

– Накручивать голоса в "Активном гражданине" невозможно.

Это показали неоднократные проверки. В том числе проект аудировала международная компания PricewaterhouseCoopers. По наиболее резонансным электронным референдумам раскрывались сырые данные о ходе голосования. Можно было проверить, как учтен каждый голос. Понимая, что для такого проекта как "Активный гражданин" доверие и максимальная прозрачность очень важны, хотим в этом году внедрить туда блокчейн. Это технология распределенного хранения реестров. В обычной системе база данных хранится в одном месте, а в блокчейн зеркальные слепки той же самой базы данных хранятся у всех участников системы. Исказить или подменить голос при использовании блокчейн даже теоретически невозможно.

– Когда планируете начать тестирование технологии блокчейн?

– В первом полугодии этого года. Пока эта технология в государственном управлении в мире не используется. Правда, сейчас у блокчейн есть некоторые технические проблемы – она плохо держит нагрузку. В некоторых городских голосованиях одновременно могут принимать участие больше 100 тысяч человек, блокчейн пока не умеет обрабатывать такое количество транзакций. Если эти ограничения удастся обойти, то планируем пилотировать технологию на реальных голосованиях "Активного гражданина".

– Московские школы ждут новой техники. Когда оборудование поступит? Как изменятся классы?

– В этом году планируем обновить IT-инфраструктуру в 600 школах города. Каждый класс получит интерактивную панель и точку Wi-Fi, а все учителя – мощные ноутбуки для работы на занятиях и дома. Локальные сервера позволят ускорить работу школ с электронными дневниками и журналами и системой электронных образовательных материалов. Это также даст возможность школе делать свои сервисы, например, файлообмен.

В ближайшее время будет разыгран конкурс на монтаж и настройку всего оборудования, а летом-осенью проведем третью очередь аукциона на оснащение оставшихся зданий образовательных учреждений. До конца 2018 года должны закончить переоснащение всех школ.

– В прошлом году некоторые школы Москвы перешли на электронные учебники. Замена оборудования в школах означает, что школы перейдут на электронные учебники?

– Важно, чтобы электронными учебниками были не просто отсканированные копии бумажных изданий. Благодаря платформе электронных образовательных материалов у учителей появилась возможность использовать электронные сценарии уроков, включающие разные формы электронного контента. У системы три режима: демонстрационный, когда на интерактивную панель учитель выводит интерактивный материал урока. С ним сможет работать один ученик, что-то написать, нарисовать. Второй режим – контент на преподавательском ноутбуке, на нем будет отдельный тайминг для учителя, чтобы вовремя запустить тест или видеоврезку и другие задания, а также будут подсказки учителю, что говорить или какие-то ссылки. Третий режим работы – использование персонального электронного устройства ребенком. На уроке могут использоваться личные гаджеты школьников: планшет, смартфон, куда будет выводиться материал урока или задания.

– Для всех учителей будет один и тот же сценарий урока? Смогут ли педагоги подходить к урокам творчески?

– Конечно, у них будет возможность редактировать сценарии, создавать собственные. Электронный учебник и вспомогательный материал: контурные карты, рабочие тетради не будут догмой, а только помощью, некоторым ориентиром для учителя. Он сможет провести урок в предложенном режиме, а может взять лучший контент или внести в учебный процесс что-то свое.

– Контент для электронных уроков уже разработан? Программы будут российскими?

– Контент создают сейчас сами учителя и методисты. Департамент образования на днях выдал первые шесть грантов в размере 100 тысяч рублей тем учителям, которые с прошлого года активно участвуют в разработке электронных учебных материалов и сценариев для школ. Программное обеспечение для электронных учебников и электронных дневников разрабатывают отечественные компании.

– То есть теперь ученик на вопрос учителя "где твой учебник?" не сможет ответить "забыл дома"?

– Да, на этот вопрос уже гораздо сложнее ответить.

Вообще, дети нас ненавидят давно. Раньше оценки в дневнике лезвием стирали, а сегодня это невозможно – дневник электронный.

Более того, сегодня, как только учитель поставил двойку, она сразу улетает на мобильный телефон родителя. Надеюсь, что мы компенсируем такие огорчения более интерактивными уроками, потому что детям, привыкшим к гаджетам с двух-трех лет, гораздо интереснее будет работать в мультимедийной игровой среде.

– Проект "Московская электронная школа" уже где-то внедрен?

– Да, он сейчас опробован в шести школах, разбросанных по разным округам. Сюда уже поставили оборудование, которое я упоминал, смонтировали все системы, в этих школах уже прошло обучение педагогов. Для города это будут эталонные школы. Опираясь на их опыт, проект будет тиражироваться на другие учреждения.

– Когда планируете обучить учителей работать с электронными носителями и сценариями?

– Научить учителей предстоит многому: десятипальцевому методу набора текста на компьютере, работе с интерактивной доской, с интерактивной панелью и так далее. Но отрывать их от основной работы не будем, они пройдут в этом году обучающие дистанционные курсы и вебинары. А параллельно ведем диалог с Московским педагогическим университетом, чтобы в базовую программу для будущих педагогов включить основы работы с системами, созданными в Москве. Аналогичный опыт у нас уже был с медицинскими вузами и Единой медицинской информационно-аналитической системой. Надеюсь, в течение этого года наладим эту работу с педуниверситетом.

– Откажется ли московская школа от бумажных учебников?

– Сейчас электронные учебники – это не полная замена бумажных, а дополнение к ним. Принять решение об отказе от бумаги должно учительское и родительское сообщество.

Кстати, дискуссия на эту тему идет во всем мире. Например, в Финляндии 60 школ полностью переходят на безбумажные технологии. А в Англии во многих школах, особенно государственных, расположенные чуть дальше от Лондона, нет электронных дневников, и оценки ставят в книжечках. А вот Япония вообще оказалась самой консервативной страной в сфере образования, там до сих пор в классах меловые доски. Мы стараемся идти сбалансированно, и пока будем сохранять бумажные учебники. Опасаемся двух моментов: как постоянная работа с электронными носителями отразится на зрении детей? А также, как у детей будет разрабатываться мелкая моторика, отвечающая за развитие речи и интеллекта, если обучение будет только на электронном носителе? Четкого ответа на эти вопросы пока нет.

– На смену электронным карточкам в школы приходят электронные браслеты. Карточки на браслеты поменяют все школы?

– Замена будет в тех школах, где пожелают родители. У нас есть технические возможности сделать браслет для каждого ученика, но не всем родителям они нравятся. Есть дети-аллергики, которые реагируют на пластик или резиновые части, а кто-то считает, что браслет может пережать руку ребенку. Однако браслет потерять сложнее, чем карточку. Пусть родители сами решают, заказать ребенку браслет или оставить карточку.

– К чемпионату мира по футболу в Москве планировалось развернуть публичную сеть Wi-Fi. Стартовал ли проект? На каких улицах появится Wi-Fi?

– Проект "City Wi-Fi" начался в прошлом году. На сегодняшний момент установлено 1100 Wi-Fi точек, они плотно покрывают территорию внутри Садового кольца. Точки работают в диапазонах – 2,4 и 5 ГГц, что дает большую площадь покрытия и более уверенный прием сигнала. Плюс, в зоне Wi-Fi парки, скверы, территории массового скопления людей. Wi-Fi эффективен там, где много людей. В спальных районах нет смысла проводить Wi-Fi за городские деньги. Но если найдутся инвесторы, которые захотят это сделать, будем только приветствовать.

– Инспекторам ГИБДД выдали планшеты. Предполагалось, что через них нарушители не только смогут оплачивать штраф на месте, но и ставить подпись на планшете, не распечатывая протокол. Какие возможности появятся у "Мобильного инспектора"?

– Ставить подпись на планшете пока не позволяет федеральное законодательство, которое нужно менять. У гражданина должен быть ключ с электронной подписью, а у большинства его нет, потому что он стоит денег. А электронный аналог собственноручной подписи сегодня не является по законодательству усиленной квалифицированной электронной подписью. Активно работаем с МВД, с законодателями, представителями Минкомсвязи по этой теме.

Если поправки, позволяющие человеку ставить подпись в электронном носителе, будут внесены в закон, тогда протокол штрафа будет полностью переведен в электронный вид.

При этом эффект от внедрения планшетов в дорожной полиции уже очевиден – время оформления ДТП сократилось с двадцати до восьми минут.

– В 2017 году ДИТ планирует протестировать отечественный аналог Microsoft – "МойОфис". Какие ведомства могут перевести на "МойОфис"? В чем преимущества сервиса?

– "МойОфис" – отечественная разработка, которая заменит у нас почтовое решение от Microsoft. Надеемся, что она будет дешевле. Кроме того, разработка продукта сосредоточена в России, что позволит гораздо быстрее исправлять баги и дорабатывать систему под городские нужды. Однако, продукт для нас новый, поэтому его пилотирование может продлиться в течение всего года. Чтобы его использовать, он должен быть стабильным и устойчивым. По результатам пилота и технического аудита, сделаем вывод о применимости сервиса "МойОфис" в Москве. Если вывод будет положительным, то начнем процесс полномасштабного перехода на отечественную почтовую систему.

– Вы планируете использовать интерферометрию в городе. Поясните, что это такое и зачем снимать из космоса здания?

– Интерферометрия – это лазерное сканирование Земли со спутника. Сегодня точность измерения Земли из космоса настолько высока, что позволяет увидеть смещение или проседание здания даже на несколько миллиметров. Например, построили эстакаду, дорогу или железную дорогу, или метро на одном уровне земли, но со временем она может опуститься или подняться за счет нагрузки. Технологию можно применять при градостроительстве и проектировании. Протестируем технологию с коллегами из градостроительного и коммунального комплексов в течение первого полугодия, посмотрим, насколько она точна и действительно применима. К пилотированию также подключим компании, которые специализируются на интерферометрии.

Беседовала Светлана Казанцева
0

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.