«Яндекс» назвал риском для себя сотрудничество Сбербанка и AliExpress

Совместный проект Сбербанка и китайской компании AliExpress (входит в Alibaba Group) в сфере электронной торговли может стать потенциальным конкурентом «Яндекс.Маркет», что негативно отразится на бренде и бизнесе интернет-холдинга. Об этом говорится в отчете за 2016 год Yandex N.V. — головной компании российского интернет-холдинга.

В середине января газета «Коммерсантъ» сообщила о возможном создании совместного предприятия с участием Сбербанка и структуры Alibaba в первой половине 2017 года. Информацию о переговорах подтверждали и источники РБК. «Речь идет о создании компании стоимостью в несколько миллиардов долларов, которая станет крупнейшим игроком на рынке трансграничной интернет-коммерции в России и ряде других стран», — поясняли собеседники.

При этом у «Яндекса» и Сбербанка также есть совместный проект — «Яндекс.Деньги». «Хотя мы стремились внедрять надлежащие меры контроля и защиты, однако как миноритарный партнер (25% в СП. — РБК) мы не можем гарантировать, что бизнес будет всегда функционировать в соответствии со стратегией «Яндекса», — указано в отчете Yandex N.V.

Как рассказал РБК представитель «Яндекса», упоминание рисков в отчете еще не означает, что компания действительно считает, что предполагаемые события когда-либо произойдут. Собеседник РБК указал, «что стратегия «Яндекс.Деньги» согласовывается сбалансированным советом директоров, в котором трое из семи членов — представители «Яндекса» с правом вето». «Такая форма собственности учитывает интересы обоих акционеров», — отметил представитель «Яндекса».

Представитель Alibaba в России отказался от комментариев.

Из Китая с посылкой

Деталей совместного предприятия Сбербанк и AliExpress пока не раскрывают, как и дату запуска проекта. Кроме того, Сбербанк заявил о планах по созданию собственного проекта в области интернет-торговли. Речь идет о появлении сети организаций, создающихся вокруг единой технологической платформы и пользующихся ее услугами для формирования предложений клиентам и доступа к ним.

По версии Артема Соколова, исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), скорее всего, проект Сбербанка и китайской компании будет представлять собой маркетплейс (витрину, которая позволяет частным продавцам предлагать свои товары потенциальным покупателям). «Вопрос в том, как этот проект будет развиваться — как частный и чисто коммерческий или же с госучастием. В последнем случае получается, что государство вкладывается в сотрудничество с иностранцами. Скорее всего, именно этот риск и описывает «Яндекс», — сказал он.

Но даже если это будет коммерческая структура, то все равно «это будет работать в одну сторону», продолжает Соколов. «Такое сотрудничество будет способствовать развитию импорта из Китая в Россию, только уже в других масштабах. При этом идея правительства — продвигать российские товары в КНР», — констатировал эксперт.

В июне 2016 года Минпромторг инициировал создание отдельной категории «Мода. Сделано в России» (продажа одежды, обуви и аксессуаров российского производства) на AliExpress. Но за несколько месяцев работы проект так и не стал популярным, а сейчас страницы заказов в разделе и вовсе недоступны. «Alibaba уже активно присутствует в России, но выступает скорее нишевым игроком и больше концентрируется на низкобюджетных покупателях: если смотреть по среднему чеку, то он намного ниже, чем тот же средний чек в «Яндекс.Маркет», — отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. При этом он признает, что «появление такого мощного игрока, который будет представлен с одной стороны Alibaba, одной из крупнейших мировых компаний, с другой стороны — крупнейшим финансовым игроком в России — Сбербанком, может значительно повысить конкурентные риски для существующих компаний, в том числе и для «Яндекс.Маркет».​

0

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.