Россияне стали чаще покупать смартфоны и планшеты в кредит

В январе—апреле 2016 года доля смартфонов, планшетов, фотоаппаратов и ноутбуков, которые покупали в кредит клиенты ретейлера «Связной», выросла на 25% по отношению к аналогичному периоду 2015 года, сообщила РБК представитель компании Мария Заикина. Теперь в кредит продается от 10 до 25% устройств в зависимости от типа продукции, хотя еще год назад доля составляла 9–18%, уточнила она. Опрошенные РБК представители розничных сетей и банков подтвердили тенденцию.

В «Евросети» доля проданных в кредит товаров выросла на 22% за год, рассказала РБК директор управления финансовых сервисов компании Елена Родионова. Клиенты розницы «ВымпелКома» (бренд «Билайн») приобрели на заемные средства на 21% больше устройств, чем годом ранее, у «Эльдорадо» этот показатель вырос сразу на 60% за аналогичный период, сообщили представители компаний. У «МегаФона» доля гаджетов с рассрочкой в продажах за январь—апрель 2016 года достигла 21%, хотя в среднем за 2015 год была вдвое меньше. У сети «Билайн» в кредит покупают 23% товаров, в «М.Видео» — 14%, уточнили представители компаний.

Чаще всего в кредит в «Связном» приобретают смартфоны — около 25% устройств продается с привлечением займов, рассказала Заикина. Ретейлер также продает в кредит 10–16% ноутбуков (в зависимости от цены устройства) и 11% планшетов. В «Евросети» доля проданных в кредит смартфонов тоже выросла сильнее всего — на 23%, говорит Родионова. ​​У «М.Видео» число «кредитных» смартфонов выросло за год вдвое, количество продаваемых планшетов и ноутбуков за займы — на 25 и 17% соответственно, рассказала представитель компании Юлия Зотова.

Заметили рост спроса на покупку техники на заемные средства и в финансовых организациях. Число кредитов на покупку бытовой электроники в банке «Хоум Кредит» (партнер «Связного», «Евросети», «М.Видео» и др.) вырос в 1,8 раза в январе—апреле 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, рассказала РБК представитель компании Ирэн Шкаровская. В ОТП Банке продажи в кредит цифровых гаджетов в первом квартале выросли год к году более чем в два раза, сообщила представитель компании.

«Рост доли кредитных покупок напрямую вызван сокращением реальных доходов населения», — говорит Заикина из «Связного». С этим согласна Родионова из «Евросети»: «Цены на большинство продуктов возросли, в то время как зарплаты у большей части населения остались на докризисном уровне». Среди других факторов, сказавшихся на увеличении «кредитных покупок», повышение цен на товары, волатильность курса рубля и последующий рост инфляционных ожиданий, перечисляет Шкаровская из « Хоум Кредита».

Увеличение доли продаж в кредит с волатильностью курсов валют связывает и представитель «ВымпелКома» (бренд «Билайн»). При резких скачках курсов валют наблюдаются и разовые всплески спроса на кредитование, подтверждает Заикина: так, например, было в конце января, когда доллар пробил отметку в 80 руб. и люди стали покупать больше флагманских устройств. Представитель ОТП Банка считает, что рост числа покупок на заемные средства связан со стабилизацией ситуации на рынке в целом, поэтому клиенты стали покупать в кредит не только товары первой необходимости, но и, например, новые модели мобильных телефонов.

Кроме того, сами ретейлеры стали активнее стимулировать спрос — устраивать больше акций и предлагать рассрочку, в результате чего многие потребители, ранее покупавшие гаджеты за наличные, начали брать их в рассрочку или в кредит, добавляет Шкаровская. По словам Заикиной , первый всплеск выдачи кредитов на устройства компания наблюдала в январе и он действительно был вызван «искусственным» фактором — активным продвижением программ рассрочки в рознице. Но в последующие три месяца доля кредитных покупок относительно аналогичных периодов прошлого года продолжила расти . По мнению Заикиной, это свидетельствует о том, что в 2016 году кредиты стали ключевым драйвером рынка персональной электроники.

Дополнительным стимулом стало снижение стоимости кредитов. «В январе и феврале прошлого года не было кредитов без переплаты», — говорит представитель «Эльдорадо» Юлия Завьялова. В начале 2015 года наблюдался спад на рынке POS-кредитования (выдача займов на покупку определенных товаров) из-за повышения ключевой ставки ЦБ, согласна Зотова из «М.Видео». Сейчас кредиты стали доступнее, чем год назад, подтверждает Заикина. Наиболее востребованный срок кредитования для гаджетов — 9–10 месяцев, уточняет она.

Ставки по кредитам, которые ретейлеры предлагают клиентам на покупку устройств, исчисляются десятками процентов, следует из информации на их сайтах. Например, у «Связного» самая низкая ставка по кредиту — 21,14% годовых, его дает «Хоум Кредит» на десять месяцев. Максимальная ставка среди кредитов ретейлера — 60% от Тинькофф Банка на 3–36 месяцев. В «М.Видео» схожие расценки: минимальная ставка — 31,7%, максимальная — 54%.​ По данным ЦБ России, средняя ставка по кредитам физлицам на срок до года по 30 крупнейшим банкам в феврале составила 23,8%.

0

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.