Дешевая рабочая сила России не помощник

Значительное удешевление стоимости труда в России под влиянием девальвации вряд ли способствует инвестиционной привлекательности страны. По данным обзора Bank of America Merrill Lynch, уровень реальных зарплат в России в долларовом выражении ($565,4) оказался в первом полугодии 2015 г. ниже, чем в Китае ($764,3) или Мексике ($636,6). В 2014 г. средняя реальная зарплата в России была $839,7.

дешевая рабочая сила

Падение реальных доходов россиян продолжается 10 месяцев, с ноября прошлого года. Минэкономразвития оценивает возможное падение реальной зарплаты в 2015 г. на 9,8% к предыдущему году. Возобновления роста реальных доходов в Минэкономразвития ожидают не раньше I квартала 2016 г., а восстановления реальных зарплат до уровня 2014 г. – в 2018 г.

Дешевизна рабочей силы – важный фактор инвестиционной привлекательности страны. Теоретически нынешняя ситуация должна давать России серьезное конкурентное преимущество на мировом рынке, иностранные инвесторы должны переключить внимание с замедлившейся китайской экономики, где труд в последние годы дорожает, на Россию, перенося сюда производство.

Однако такого «трудозамещения» не происходит. Дешевизна труда лишь один из факторов инвестиционной привлекательности, далеко не самый определяющий. Среди факторов, препятствующих привлечению инвестиций, международные санкции, затрудняющие ввоз импортных компонентов и технологий, недостаток свободных производственных мощностей и свободных трудовых ресурсов, долги, набранные реальным сектором, трудности с рефинансированием, наконец, общая неопределенность ситуации и недоверие между бизнесом и властью.

Еще один фактор, мешающий видеть в дешевизне рабочей силы конкурентное преимущество, – сама специфика российской занятости. Как давно заметили эксперты, российская модель рынка труда характеризуется гибкостью заработной платы и стабильностью занятости (и сейчас при резком падении зарплат безработица в России близка к историческому минимуму). Стремление россиян держаться за рабочее место, даже значительно теряя в зарплате, препятствует созданию качественных рабочих мест и объясняет крайне низкую производительность труда. Работник и работодатель просто вместе пережидают кризис, не инвестируя в изменения.

Иностранцы выбирают Россию для создания здесь производства по иным причинам. Например, на днях подписано рамочное соглашение с китайскими производителями о локализации сборки китайского самолета МА-60 в Комсомольске-на-Амуре. Этот самолет – модернизированная версия российского Ан-24, и здесь остались специалисты и готовые производственные мощности. И наоборот, в октябре 2014 г. из-за неблагоприятной политической и экономической ситуации в Ульяновске был приостановлен проект совместного производства региональных самолетов Bombardier, которое канадская компания планировала развивать вместе с «Ростехом».

Источник: http://www.vedomosti.ru

0

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.