В кризис выросла роль внутренних аудиторов во многих российских компаниях
Вкризис нескончаемая серия крахов российских банков показала, что их службы внутреннего аудита не были слишком самостоятельными. Во многих из них были явные злоупотребления со стороны акционеров и топ-менеджеров, но трудно вспомнить случай, когда крах банка был бы предотвращен передачей информации от службы внутреннего аудита банка в правоохранительные органы, размышляет Игорь Беликов, член совета Института внутренних аудиторов России (ИВА). Вряд ли, говорит он, проверяющие службы в этих банках были настолько непрофессиональны, что не видели проблем. Просто рынок внутреннего аудита в России все еще так мал, что аудиторы часто боятся пойти наперекор начальству, опасаясь получить волчий билет, что сделает сложным для них поиск сопоставимой по масштабу и доходу работы.
Зависимые априори
По данным последнего исследования PwC, 80% российских служб внутреннего аудита считают, что в стратегических проектах им обязательно нужна поддержка руководства. В глобальном опросе PwC этот пункт оказался для респондентов не столь важным.
Состояние службы внутреннего аудита зависит от системы корпоративного управления компании, ведь внутренний аудит – ее часть, говорит на это Юрий Жеймо, экс-председатель совета ИВА и директор по внутреннему аудиту «Мегафона». А чтобы служба функционировала нормально, в мировой практике давно разработаны соответствующие механизмы внутреннего корпоративного контроля: обеспечение независимости через назначение руководителя службы советом директоров, утверждение плана работы службы и рассмотрение ее отчетов. Именно так, утверждает Жеймо, организована работа службы аудита в «Мегафоне».
А Александр Павлов, глава службы внутреннего аудита «Башнефти», знает, что в крупных российских компаниях, так же как и в западных, служба внутреннего аудита чаще всего подчиняется совету директоров, который и выступает заказчиком аудита. Эти положения отражены в рекомендациях Росимущества и требованиях листинга ММВБ. В «Башнефти», например, функциональная подчиненность совету директоров закреплена в недавно утвержденном положении о внутреннем аудите.
Ловушка для аудиторов
Многие крупные российские компании пытаются сейчас правильно выстроить работу своих служб внутреннего аудита. В кризис собственникам важно минимизировать риски и правильно перестроить бизнес.
Да и государство в лице Росимущества в последнее время всерьез озаботилось проблемами управления рисками и создания стандартов внутреннего аудита в госкомпаниях, говорят эксперты. Однако, учитывая особенности российского рынка, многие аудиторы по-прежнему попадают в ловушку: они с удовольствием пишут рекомендации и занимаются консалтингом, но значительно реже реально контролируют исправление выявленных ошибок, замечает Сергей Кудряшов, руководитель группы услуг в области внутреннего аудита EY.
К устранению ошибок аудиторов зачастую даже не допускают. Более того, чаще всего аудитор и не знает о целях руководства, говорит Ирина Балбекина, в прошлом внутренний аудитор двух компаний, а ныне финансовый директор производственного подразделения мебельной фабрики «Бюрократ» (бренд Merlion). «Тебе дают задание кого-то проверить, но ты не знаешь, как руководство использует информацию, которую ты предоставишь», – говорит она.
Заказчик всегда прав
В российском бизнесе внутренний аудит – это, по сути, финансово-хозяйственный контроль, который чаще всего проводится с целью понять, воруют ли менеджеры, почему у компании мало доходов и что можно оптимизировать, рассказывает Константин Семенко, партнер юридической консалтинговой компании «Холдсвей». Однако главный вопрос – в том, кто заказчик аудита. Когда в компании только один собственник, он заинтересован в чистоте проверки, так как хочет повысить эффективность своего бизнеса. Но часто бывает и так, что в компании множество собственников, да еще один из миноритариев работает гендиректором и в сговоре с менеджментом ворует у других владельцев.
60 % компаний отметили, что сейчас занимаются реформированием бизнеса, говорится в исследовании PwC. Поэтому большинство внутренних аудиторов анализируют проблемы компаний, чтобы они изменились к лучшему. 56% служб внутреннего аудита вносят предложения по повышению эффективности бизнеса
Аудитор, как правило, завязан на менеджмент и ничего не может сделать с коррупционными схемами, поясняет эксперт. Именно поэтому в России, добавляет он, в 70% случаев внутренний аудитор превращается в фигуру, существующую в компании для ширмы. «Так будет продолжаться, пока на уровне государства не начнется координированная борьба с коррупцией. Хорошо, конечно, что Росимущество выпустило документы о построении системы внутреннего аудита в компаниях. Но без дальнейших мер все это останется только на бумаге», – говорит Семенко.
А Беликов из ИВА замечает, что процесс развития внутреннего аудита в России тормозится еще и тем, что за последние 10 лет появилось множество компаний, которые поднялись за счет получения заказов от государства и госкомпаний. «Действия их основных акционеров и топ-менеджеров будут скорее всего направлены на то, чтобы выйти из кризиса за счет помощи своих государственных партнеров. Внутреннему аудиту здесь будет отведено небольшое место», – говорит эксперт.
Кризис помогает
И все же кризис толкает многие компании к совершенствованию своей системы аудиторских проверок, свидетельствуют эксперты. «В кризис наметился четкий тренд большей ориентации на риски и попытки трезво их оценить. Компании уходят от традиционного контроля, который предполагал оценку прошлых ошибок. Они пытаются оценивать будущие риски», – говорит Кудряшов из EY. Опрос PwC подтвердил, что 64% служб внутреннего аудита российских компаний концентрируют свои усилия именно на рисках.
Помимо всех прочих рисков в кризис из-за падения уровня жизни сотрудников отмечается рост коррупции и хищений, замечает Александр Долгополов, руководитель службы внутреннего контроля СУЭК. В его компании службе внутреннего аудита часто помогает служба безопасности, которая сообщает о нарушениях. Служба аудита анализирует ситуацию и предоставляет менеджменту свои рекомендации. Обычно отчет читает совет директоров или гендиректор. Долгополов не говорит о конкретных случаях сотрудничества аудиторов со службой безопасности. Зато рассказывает, как с помощью службы внутреннего аудита была реформирована работа подразделения по снабжению, повышена эффективность весового контроля отгружаемой продукции и внедрена система автоматического контроля расхода топлива.
Сильная личность
По мнению Долгополова, его подразделение работает эффективно благодаря наличию в компании четкой системы решения проблемных вопросов по итогам проверок. Основным заказчиком является собственник, и руководитель внутреннего аудита может напрямую к нему обращаться. Негативное отношение к аудиту со стороны проверяемых подразделений еще встречается. Но отношение к аудиторам постепенно меняется, чему способствуют результаты их работы.
Однако для успешного функционирования внутреннему аудиту предстоит еще решить кадровую проблему, напоминает Жеймо: недавно ИВА разработал профстандарт профессии внутреннего аудитора, но в российских вузах нет ни одного факультета, который бы готовил таких специалистов, на эту работу идут в основном экономисты и финансисты либо бывшие внешние аудиторы, которые приобретают дополнительные навыки через своих работодателей и тренинговые компании. А Беликов уверен, что ключевые качества внутреннего аудитора не связаны с его базовым образованием. Аудитор должен быть в первую очередь сильной личностью, говорить неприятные вещи в лицо собеседнику, выдерживать психологическое давление и отстаивать свои предложения. Это подтверждает и опрос PwC: 48% российских респондентов подчеркнули, что у внутреннего аудитора должны быть лидерские навыки.
Источник: http://www.vedomosti.ru/