Польская госкомпания предъявила новые претензии «Газпрому»
Польша против «Газпрома»
Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG 14 марта 2017 года подала в Еврокомиссию жалобу на «Газпром», который она обвиняет в нарушении антимонопольного законодательства ЕС. Об этом говорится в отчете «Газпрома» по МСФО за 2016 год.
Согласно жалобе PGNiG, «Газпром» и его трейдер «Газпром экспорт» подозреваются в нарушении ст. 102 договора «О функционировании ЕС». Эта статья запрещает предприятиям злоупотребление доминирующим положением на внутреннем рынке ЕС — невозможны навязывание цен покупки, ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям, применение к торговым партнерам неравных условий в отношении одинаковых сделок, навязывание в договорах дополнительных обязательств.
Как уточняет «Газпром», PGNiG ставит ему в вину «несправедливую ценовую политику в отношении PGNiG» при продаже газа, «воспрепятствование трансграничной торговле газом» и «контрактное связывание».
Официальные представители «Газпрома» переадресовали запрос РБК в «Газпром экспорт». Представитель «Газпром экспорта» от комментариев отказался. Представитель PGNiG на запрос не ответил.
Еврокомиссия по жалобе PGNiG возбудила дело, однако «Газпром» не считает это началом нового антимонопольного расследования в свой адрес. «Возбуждение дела не является началом формальной стадии расследования и не означает признания «Газпрома» виновным в нарушении антимонопольного права ЕС. На данный момент невозможно оценить потенциальное негативное воздействие проводимого расследования на деятельность «Газпрома» в Европе и на финансовое положение «Газпрома» в целом», — поясняется в сообщении концерна.
«Еврокомиссия рассматривает все жалобы, которые она получает, в соответствии со стандартными правилами и процедурами», — пояснил РБК представитель Еврокомиссии в Брюсселе, отказавшись от дальнейших разъяснений.
Екатерина Ващилко, юрист адвокатского бюро А2, пояснила РБК, что Еврокомиссия обязана рассматривать все обращения и жалобы, адресованные ей, после чего выносится решение об отклонении жалобы либо о начале проверки по ней. При этом последствий для бизнеса «Газпрома» от этой процедуры она не ожидает.
Как полагает источник РБК в «Газпроме», новая польская жалоба вряд ли получит ход и не послужит поводом для отдельного расследования.
Антимонопольный компромисс
Источник РБК в «Газпроме» пояснил РБК, что жалоба PGNiG частично дублирует обвинения, выдвинутые восьмью европейскими странами против российского концерна в 2012 году. Тогда Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша и Словакия заподозрили российскую компанию в нарушении антимонопольного законодательства ЕС, и было начато расследование. В его рамках в апреле 2015 года Еврокомиссия приняла заявление о возражениях «Газпрома» и выдвинула против него официальные обвинения в нарушении законодательства ЕС в области конкуренции. В конце 2016 года «Газпром» направил итоговые предложения по урегулированию антимонопольного дела и согласился пойти на уступки в обмен на урегулирование спора, о чем Еврокомиссия сообщила 14 марта 2017 года.
Российский холдинг согласился исключить из контрактов запрет на трансграничную перепродажу газа, а также привязать цену для Польши, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литвы к бенчмаркам (к спотовым ценам на газ в европейских хабах). Причем потребители газа, в случае если компромисс будет одобрен, получат право инициировать процесс пересмотра цен на газ, в случае если они не будут соответствовать бенчмарку. Помимо этого Венгрия, Польша и Словакия смогут получать газ на пунктах его поступления в страны Балтии и в Болгарию. «Газпром» обязался соблюдать данные обязательства в течение восьми лет. Если же компания их нарушит, то Еврокомиссия сможет наложить штраф на нее в размере до 10% от общего мирового оборота компании без необходимости доказывать нарушение антимонопольных правил ЕС.
По словам Гривача, у польских компаний уже есть все возможности для трансграничной торговли российским газом: PGNiG продает газ «Газпрома» как через трейдеров, так и напрямую, в том числе организует реверсные поставки на Украину. Как отмечает аналитик, газопроводы по территории Польши, по которым поставляется российский газ, переданы в управлению компании Gassystem, что делает обвинения в «контрактном связывании», то есть в навязывании контрактов на транспортировку газа вместе с контрактом на его поставку, необоснованными.
Ващилко не считает новыми претензии PGNIG, поскольку они снова вменяют «Газпрому» нарушения, связанные с ограничением трансграничной торговли, устранение которых является частью сделки с европейскими потребителями газа. Остальные претензии польской компании также урегулируются в рамках возможного компромисса по антимонопольному спору, полагает она.
Американский аспект
Собеседник РБК в «Газпроме» считает, что польская компания своей жалобой также пытается усилить позиции американских поставщиков СПГ, которые выходят на польский рынок. Гривач уточняет, что нынешняя цена на российский газ для Польши ниже цены американского СПГ.
В 2016 году Польша импортировала 11,07 млрд куб. м российского газа (рост на 24,2% год к году). При этом Варшава намерена отказаться от него после истечения в 2022 году контракта с «Газпромом» и переориентироваться на американских поставщиков СПГ. Первый танкер с СПГ из США в Польшу придет в июне этого года, сообщил 27 апреля один из руководителей PGNiG Мачей Возняк. «Газ поставит компания Cheniere Energy. Это первые поставки американского газа не только в Польшу, но и в Северную Европу. Мы купили этот газ по очень хорошей цене», — цитирует его ТАСС . Возняк подчеркнул, что речь идет о спотовом контракте, но польская сторона рассчитывает также на подписание долгосрочного соглашения о поставках СПГ. Премьер-министр Польши Беата Шидло заявила, что помимо финансовой выгоды контракт обеспечивает независимость от российского газа.
Источник РБК в «Газпроме» полагает, что еще одна из целей жалобы PGNiG — повлиять на позицию Еврокомиссии по будущим газопроводам в обход Украины, в частности по «Северному потоку-2».
Польша вместе с Украиной являются главными противниками этого проекта. При этом у Варшавы есть успешный опыт по блокированию проектов российской газовой монополии в ЕС. Так, в конце прошлого года PGNiG подала на Еврокомиссию в суд из-за ее решения предоставить «Газпрому» расширенный доступ к газопроводу OPAL, который служит для распределения газа «Северного потока» . Это привело к блокировке новых аукционов на мощности OPAL и сокращению поставок «Газпрома» через газопровод. В июле прошлого года польский антимонопольный регулятор также не согласовал создание совместного предприятия шестью сторонами, ответственными за строительство и эксплуатацию «Северного потока-2», трубопровода по дну Балтийского моря, который должен поставлять до 55 млрд куб. м газа в обход Украины на европейские рынки. Регулятор пришел к выводам, что создание СП может привести к ограничению конкуренции. В результате, опасаясь проблем для своего бизнеса в Польше, европейские партнеры «Газпрома» по проекту отказались от создания СП, но на днях объявили, что примут участие в финансировании проекта.