Зачем основы маркетинга каждому сотруднику. Опыт компании РОЛЬФ
Как в компании РОЛЬФ решили распространить знание маркетинга на всю организацию и почему эта инициатива не только мотивировала персонал обучаться и развиваться, но и привела к улучшению клиентского сервиса, порталу HR-tv.ru рассказала руководитель проектов Александра Коровякова.
Проект претендует на бизнес-премию WOW ! HR в номинации LevelUp .
О проекте
Проект Академия маркетинга – это уникальный обучающий проект компании РОЛЬФ, базирующийся на принципе Я. А. Каменского «Обучая других, обучаешься сам».
Читайте также: Проект «Школа лидерства». Как в АНКОРе растят лидеров со свежими идеями
30 действующих сотрудников департамента маркетинга, начиная от бренд-менеджеров и заканчивая директором, создали систему передачи знаний и развития компетенций в постоянно меняющемся маркетинговом поле . Как непосредственно для вышеназванного департамента, так и для бизнеса компании РОЛЬФ в целом.
Задачи
Перед участниками проекта были поставлены задачи:
- Повысить уровень профессионализма сотрудников департамента маркетинга и всего холдинга за счет поддержания актуального уровня знаний, а также за счет внутреннего самообучения сотрудников.
- Сформировать кадровый резерв, который позволит закрывать вакансии департамента маркетинга за счет внутренних кандидатов и адаптировать новых сотрудников.
- Создать информационное поле, способствующее обмену опытом, знаниями и экспертизой между сотрудниками.
- Обучить основам маркетинга и новым маркетинговым инструментам сотрудников других направлений бизнеса, что, как предполагалось, положительно скажется как на взаимодействии между департаментами, так и на эффективности использования маркетинговых инструментов вне департамента маркетинга.
Акценты
Специфика структуры компании РОЛЬФ в том, что департаменты отдалены друг от друга и от центрального офиса. Обладая серьезной экспертизой, в том числе и в направлении маркетинга автоиндустрии, глубокими знаниями рынка и аналитикой показателей бизнеса, мы пришли к пониманию, что стандартные внешние обучения и коучинг не полностью удовлетворяют наши потребности. Автомобильный маркетинг специфичен, здесь невозможно просто скопировать опыт из других отраслей без переработки. Рынок динамично трансформируется, и мы всегда первыми реагируем на любые изменения. Так родилась идея проекта Академия маркетинга, призванного в рамках одного департамента консолидировать экспертный опыт, актуальные знания и компетенции наших сотрудников, чтобы создать обучающую платформу для компании.
Нам был необходим новый элемент этой структуры, который бы позволял эффективно коммуницировать внутри компании, обмениваться знаниями и опытом, перенимать лучшие практики, совместно вырабатывать новые идеи, больше общаться.
Ход проекта
Разработку проекта мы начали с определения задач и сроков реализации.
В рамках Академии Маркетинга было выделены категории сотрудников:
1. 4 уровня сотрудников департамента маркетинга.
2. Сотрудники других направлений.
Для маркетологов были разработаны целевые программы. Для других – открытые программы и специализированные узконаправленные мероприятия (как, например, «Стратегическая сессия по маркетингу и сервису», в рамках которой было проведено не только обучение маркетингу направления сервисного обслуживания автомобилей, но и с участием экспертов автомобильного бизнеса были обозначены актуальные вопросы и задачи, возможности и стратегический план для достижения текущих целей).
Команда
Проект полностью был разработан и подготовлен сотрудниками РОЛЬФ: директором по маркетингу, руководителем отдела обучения, руководителем проекта и экспертом из бизнеса (руководитель Программы лояльности, проекта NPS и проекта маркетинг сервиса).
Первые шаги
Первым этапом запуска проекта стала «Школа экспертов», в рамках которой было подготовлено 29 маркетологов для проведения обучений и наставничества. Эти сотрудники прошли 4 тренинга по технике и технологии проведения тренингов и создания презентаций. За каждым экспертом была закреплена тема учебной программы, которую он будет вести, став экспертом. Все учебные программы прошли супервизию методологов.
Трудности
Трудности, с которыми мы столкнулись, касались невозможности посещения учебных программ. Во-первых, обучаясь, сотрудник отсутствует на основном рабочем месте, что при регулярных учебных мероприятиях может вызвать негативное восприятие данного фактора как самим сотрудником, так и его руководителем.
Второй момент, с которым мы столкнулись – пропуск занятий по уважительной причине, связанной с возникшими рабочими задачами, накануне или в день мероприятия. Так как процесс обучения в Академии маркетинга полностью построен на инициативе коллег, мы не внедряли никаких административных мер за пропуск запланированного обучения. Оглядываясь на опыт аналогичных проектов, видится логичным вариант, при котором участие в обучении для сотрудника влечет за собой обязательства с его стороны. Но мы ценим демократичность и общедоступность проекта и считаем, что показатель посещаемости со временем улучшится, когда сотрудники научатся выделять в своем рабочем графике время и на обучающие программы.
Реакция
Сотрудники отнеслись к проекту с большим интересом. На почту Академии маркетинга поступало много заявок на обучение даже из других департаментов. Неожиданными были заявки от мастеров цеха, которые выходили с интересными инициативами по улучшению клиентского сервиса.
Итоги
При подготовке экспертов мы увидели отличные результаты, выраженные в увеличении вовлеченности сотрудников, повышении мотивации к обучению и саморазвитию. Знания и навыки, полученные в процессе подготовки, сотрудники сразу же начали применять на своих рабочих местах при проведении собраний, работе с подчиненными.
Читайте также: Мощный кадровый резерв из собственных сотрудников. Опыт B2B-Center
Несколько экспертов сразу же по собственной инициативе провели ознакомительные тренинги у себя на локациях для смежных департаментов.
Фото РОЛЬФ
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательн а
Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR2019
Что Вы думаете об этом?