8 особенностей ведения бизнеса в условиях нестабильной экономики
Если экономика продолжает кидаться из крайности в крайность – для успешного предпринимателя это уже стабильность? Шутки шутками, но что это за умение маневрировать и добиваться роста в любых условиях? Своим взглядом с порталом HR-tv.ru поделилась Нина Филоненко , директор по развитию персонала компании «Экоокна».
За последние 30 лет понятие нестабильной экономики стало настолько привычным нашему уху, что мы рассматриваем эту ситуацию как естественный жизненный цикл. Уж столько раз мы переживали различные кризисы и экономические катаклизмы!
Тем не менее кризис последних 3-4 лет (а у кого-то он так и продолжается с 2009 года) имеет ряд своих особенностей. Он отличается трудно прогнозируемым поведением и сопровождается быстрой сменой технологий. Чтобы не оказаться на обочине рынка, компаниям приходится не только проявлять мастерство управления, но и показывать чудеса гибкости.
Читайте также: Антикризисное управление: основные постулаты
Среди особенностей ведения бизнеса, которые мы на практике применяем в компании «Экоокна», я бы выделила следующие 8 типов:
Скорость принятия решения
Если в 2000-е было время «на подумать», то сегодня выигрывает тот, кто может хорошо и на скорости анализировать информацию, быстро принимать решения и четко ставить задачи своей команде.
Оптимизация штата сотрудников
Мечта любого руководителя - иметь оптимальный штат сотрудников (без лишних людей), которые бы работали c максимальной отдачей. Сегодня эта мечта осуществима. Сейчас бизнес особенно чувствителен к нецелевому использованию рабочего времени и квалификации сотрудников, которая не соответствует задачам и не позволяет работать эффективно в условиях нестабильной экономики.
Скажу больше: в условиях нестабильной экономики срабатывает закон Дарвина - в компаниях выживают лучшие . Вот почему ротация персонала - это необходимый и важный процесс, который регулярно должны проводить руководители, если они не хотят оказаться в числе банкротов.
Сбор и анализ информации.
Многие знают известный кейс от компании Walmart, которой удалось лихо обогнать конкурентов только за счет того, что она ускорила сбор и анализ информации по продажам. Одна из главных примет нестабильной экономики - краткосрочное планирование.
Но чтобы и оно было эффективным, нужно держать руку на пульсе в режиме онлайн. Важно контролировать не только данные по продажам, но и многие другие цифры, включая движение денежных средств и бухгалтерскую отчетность.
Доступность 24/7
В период нестабильной экономики каждый лид на счету. Прошли времена, когда сотрудник отдела продаж мог попросить клиента перезвонить завтра, т.к. у него закончился рабочий день. Часто, чтобы получить дополнительную конверсию, не нужно придумывать сложносочиненные маркетинговые стратегии. Достаточно сделать работу отдела клиентского сервиса максимально удобной для клиента. Например, обеспечить прием и обработку заявок в режиме 24/7.
Стратегия малых шагов
Когда вы не знаете, что будет через месяц или год, очень сложно, точнее - бессмысленно, заниматься долгосрочным планированием (минимум на 5 лет). Я бы даже сказала, что сегодня в России это что-то из области научной фантастики. Большинство компаний вынуждены жить одним днем и ежечасно решать все новые и новые задачи.
Мы в «Экоокнах» не отказываемся от глобальных планов, но основной фокус внимания нашей деятельности сосредоточен на краткосрочных задачах с горизонтом планирования 3 месяца. Мы это называем стратегией малых шагов. Она позволяет легко и без особых потерь двигаться по темному лабиринту.
Автоматизация бизнес-процессов
Автоматизация всех бизнес-процессов - сейчас не дань моде, а одно из главных условий выживания компании. В первую очередь она помогает оперативно собирать и анализировать информацию, заметно упрощает большинство бизнес-процессов, а значит, позволяет действовать быстрее, обгоняя конкурентов.
Постоянный поиск
На самом деле нестабильная экономика несет в себе и ряд положительных моментов. Ограничение ресурсов заставляет активнее работать интеллект и искать новые пути для зарабатывания денег. Как мы помним из истории, очень много научных разработок, а также переворотов в мире моды и искусства произошли именно в послевоенные периоды и во времена тяжелых экономических кризисов.
Если говорить о бизнесе, то самые умные и активные компании рассматривают кризис как время новых возможностей. А именно дефицит стимулирует поиск новых ниш и создание новых продуктов.
Читайте также: 10 табу для бизнесмена
Учиться, учиться и еще раз учиться
Гибкость ума, умение слушать и слышать других людей - это те качества, которые, как правило, формируются в школе и которые сегодня невероятно важны в любой профессиональной деятельности. Все знают истории про Стива Джобса, который любил лично общаться с покупателями, моментально реагировал на изменения рынка, поэтому прослыл визионером. Я бы еще добавила сюда еще одну компетенцию, а именно: стремление к постоянному обучению и развитию.
Сейчас все настолько быстро меняется (технологии, политическая и экономическая ситуации, рыночная конъюнктура), что на авансцену в бизнесе выходят люди, открытые переменам, гибкие, не боящиеся рисковать и в то же время находящиеся в процессе непрерывного развития, как личного, так и профессионального.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?