Уроки 2020 года: как мы научились работать по-новому
2020 год заставил компании работать по новым правилам и добавил седых волос предпринимателям и специалистам HR. Резиденты бизнес-клуба «Атланты» поделились тем, как сказался уходящий год и переход на удаленку на их бизнесе и отношениях с сотрудниками.
В конце марта страна узнала значение слова локдаун. Первые пару недель перестроиться на удаленный режим работы было непросто. Проблемы носили, скорее, психологический, чем технический характер. В какой-то момент стало ясно: ситуация не кратковременная, нужно учиться жить по-новому. В результате многим удалось не только подстроиться под реалии, но и найти в них плюсы. Или хотя бы извлечь уроки.
Читайте также: Рубеж кризисного года: где брать ресурсы?
Приучили сотрудников быть на связи
Владимир Самохвалов , управляющий партнер компании SBS consulting, отмечает, что именно в период самоизоляции ему стало проще собирать сотрудников на общие собрания. « Раньше кто-нибудь обязательно отсутствовал, потому что был на встрече с клиентом или в дороге. А сейчас можно поучаствовать во внутреннем совещании, не выходя из офиса клиента, в машине или даже из дома. Все внутренние встречи проходят по видеосвязи, а если кто-то отсутствует, ему потом можно отправить запись », — говорит он.
Пересмотрели систему мотивации
Руководителям было важно не допустить паники, продемонстрировать сотрудникам свою уверенность и убедить, что все трудности преодолимы. «Важно было также разделить эту ответственность между членами команды, поэтому мы приняли решение привязать доходы каждого из сотрудников к финансовым достижениям всей компании, — рассказывает Владимир Волобуев, основатель MyGenetics. — Для части сотрудников был введен мотивационный фактор, который зависит от показателей компании в целом. Таким образом, сотрудники разных отделов начали больше коммуницировать и проявлять интерес к деятельности друг друга, поняв, что только совместные действия могут привести к качественному результату».
Внедрили новые программы лояльности
Кризис заставил включить фантазию, чтобы искать новые возможности привлекать и удерживать клиентов. «Сейчас мы отвечаем на запросы еще быстрее, выводим на рынок новые услуги, рассматриваем выход в новые ниши, — делится Алексей Шестериков, CEO лингвистической компании Founder Awatera. — Сложная ситуация заставляет мобилизоваться. 2020 год преподал бизнесу главный урок: только проактивные действия помогут компании выжить, стать сильнее и укрепить свои позиции по отношению к конкурентам».
Закрыли незавершенные дела
Невозможность собираться большими группами подтолкнула компании к пересмотру подходов к обучению сотрудников. Так, например, поступил Владимир Самохвалов: «Мы наконец-то оцифровали свои обучающие программы. Теперь каждый новый сотрудник может в удобное для него время послушать те семинары, которые ему требуются. Вообще, это нужно было сделать давно: так намного удобнее».
Переосмыслили систему работы
К концу года к удаленной работе привыкли даже те, кто никогда не смотрел в эту сторону. Те же компании, которые уже практиковали подобный формат для части сотрудников, теперь планируют вовсе отказаться от офиса .
«Нам стало окончательно понятно, что офис вовсе не нужен для эффективного взаимодействия команды, — признается Александр Старостин . — Сейчас хотим полностью отказаться от него, вместо этого выделить один или несколько коворкингов в разных районах города, где команды смогут встречаться пару раз в неделю».
Заработали больше
Кому-то извлекать уроки из 2020-го было проще остальных. В частности, выиграли некоторые IT-компании. «Мы помогаем развивать и мотивировать сотрудников с помощью веб- и мобильных приложений, — рассказывает CEO компании Motivity Данила Жаров . — В первом полугодии все наши даже самые крупные клиенты замерли и не размещали никаких заказов. Мы понимали, что спрос на цифровые и технологии дистанционной работы будет расти, но мы не понимали, когда рынок адаптируется в новой реальности и компании начнут размораживать бюджеты. Тем временем наши запасы кончались, настроения были околопанические. Мы на 99% ушли на дистанционную работу, оптимизировали все возможные расходы, но сохранили команду. И это было верным решением».
Ближе к лету бизнес адаптировался к новой реальности, более того, многие компании за этот год прошли такой путь цифровой трансформации, который в обычных условиях они не покрыли бы и за 10 лет. «Мы выросли на 150%, а издержки сократили на 18% за счет перехода в онлайн», — радуется Жаров.
Смотрите также: GSK о глобальных HR-проектах в России и не только
Поняли, как важна поддержка
В моменты, когда рушится привычный мир, приятно осознавать, что ты не один и можешь рассчитывать на поддержку. Именно этим можно объяснить возросшую в 2020 году популярность бизнес-сообществ.
«Это мой первый год в бизнес-клубе, но я уже в полной мере оценил преимущества тесного общения с единомышленниками, — говорит Данила Жаров. — Мало кто из окружения может оценить весь объем ответственности и вызовов, с которыми сталкиваются создатели компаний. В клубе же мы говорим на одном языке, понимаем друг друга». Особенно важной поддержка стала именно в период кризиса: «Совместный поиск путей решения значительно эффективнее», — уверяет Алексей Шестериков.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?