Почему эффективные формулы не работают вдолгую
Человеческий мозг стремится к упрощению. Это неудивительно, ведь мозговая активность весьма ресурсоемкая. Поэтому мы привыкли обобщать, искать паттерны, изучать вопросы в общих чертах. Мы рассматриваем цифры и графики, читаем конспекты книг и смотрим подборки острых моментов в футбольных матчах. Постоянно ищем работающие формулы, предполагая решить проблемы раз и навсегда.
Увидев, что тот или иной подход приводит к желаемому результату, мы расслабляемся и думаем, что нашли ту самую работающую схему, которая позволит получать «пассивный доход» без нашего участия. Уверенность в том, что результат повторится в будущем называется ловушкой компетентности , объясняет Александр Вальцев , основатель и генеральный директор онлайн-университета SF Education.
Читайте также: Рост компании опережает развитие: действия HR
В эту ловушку попадают в разных сферах жизни
В бизнесе люди привыкли искать «рабочую схему», которая будет приносить деньги годами. Например, считается, что «нормально настроенный» канал маркетинга будет давать те же самые показатели за те же самые деньги из периода в период. Или одна и та же цепочка писем будет давать те же самые результаты по переходам на сайт, а отточенный скрипт позволит решить проблему с продажами.
В отношениях люди тоже расслабляются, привыкают к поведению партнера и применяют определенные модели поведения и приемы для разных ситуаций. Кажется, что одно и то же поведение всегда будет приводить к желаемому результату.
Но мир так не работает: во всяком случае на периоды более одного года.
Новые технологии непрерывно «дисраптят» (от англ. disrupt — разбивать) бизнес-подходы компаний, а словосочетание «новая реальность» мы слышим каждый год.
Постоянным и неизменным остается одно – понимание, что мир меняется
Мне кажется, это понимание — первое, что нужно в себе выработать, чтобы не попадать в ловушку компетентности.
Финансовый рынок является идеальным примером того, что долго почивать на лаврах не получится. В финансах есть такое понятие как «эффективность рынка». Оно означает, что текущая стоимость ценных бумаг отображает всю доступную рынку информацию о компаниях, которые эти бумаги выпустили.
Несмотря на мнение, что рынок очень эффективен (грубо говоря, на длительных периодах невозможно заработать больше, чем рынок, а значит, нет смысла и пытаться), профессиональные инвестиционные управляющие постоянно ищут рыночные неэффективности и аномалии: какие-то «закоулки» на рынке, где можно заработать большую доходность при том же уровне риска. И они нередко находят такие стратегии! Но эти возможности быстро иссякают, потому что «лазейки» вскоре находят и другие инвесторы, так что рынок приходит в равновесие.
Успешные в бизнесе люди прекрасно понимают, что найденный ими способ заработка абсолютно недолговечен, и начинают искать новые инвестиционные стратегии, как только текущая «становится на рельсы» и начинает окупать себя .
Вот еще показательный пример из коммерческой деятельности
Допустим, ваш отдел в компании сделал — рекордную выручку, и этому все рады: коллеги из других департаментов, начальство и акционеры. Сегодня можно поднять за это бокал, а завтра – опять сесть за телефон и начать продавать заново.
Рекордные финансовые результаты должны вызывать двоякую реакцию: с одной стороны, это очень хорошо — и с точки зрения денег, и с точки зрения фиксации успеха (значимое достижение!). Но как только вы достигли данной отметки, нужно понимать: в следующем периоде вы начнете с самого начала, с нуля и нет гарантий, что успех повторится.
Для хорошего коммерсанта рекордная выручка мало что значит: она уже была достигнута, и нужно думать над тем, как показать этот результат еще раз (а лучше — превзойти).
На мой взгляд, такой подход позволит долго «оставаться в строю» и постоянно помнить, что исторические результаты не дают никакой гарантии будущих достижений (кстати, подобная формулировка постоянно используется в инвестиционных презентациях).
Рекомендую почаще общаться с людьми, которые работают с неопределенностью, и узнавать, как они с ней живут и остаются продуктивными.
В нашем мире информация продуцируется со скоростью света
Люди постоянно ищут неэффективности и пытаются их исправить, потому что это приносит деньги. Если вы нашли условный грааль, помните, что его найдут и остальные — это лишь вопрос времени .
Смотрите также: Без сохи – не пахарь, без молотка – не кузнец: инструменты эмоционального коучинга
Если ваша схема действительно ценная, ее быстро скопируют конкуренты, а вам придется начинать заново.
Как же победить в этой игре?
Короткий ответ: никак.
Это как бокс: если у вас чемпионский титул, вы рано или поздно его лишитесь.
Так что если вы действительно первопроходец, капитализируйтесь на своих открытиях в кратчайшие сроки, получайте необходимые ресурсы — и снова ищите что-то новое!
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?