Трудоголики и обезьяны, или Почему сотрудник задерживается на работе

Если поздним вечером кто-то из сотрудников в офисе переводит электричество и это не ваша инициатива, не стоит делать поспешных выводов о его профпригодности и радоваться рабочему азарту. О причинах задержек на работе рассуждала Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group.

Трудоголики и обезьяны, или Почему сотрудник задерживается на работе

Начните с оценки ситуации: на какой позиции трудится специалист, который задерживается, как часто такое случается, чем он занимается в «нерабочее» время в офисе и почему не успевает выполнить задачи вовремя. Такой анализ прояснит ситуацию и поможет выявить болевые точки в работе компании, чтобы наладить бизнес-процессы.

1. Простой случай : сотрудник иногда задерживается. Беспокоиться не стоит, если коллега или подчиненный изредка остается дольше, чем нужно. Авралы случаются со всеми: неожиданный тендер, крупный клиент, у которого что-то «горит», какие-то технические сложности, помешавшие сделать запланированное своевременно. Нерегулярные задержки – не повод думать, что сотрудник отлынивает от работы или, наоборот, увяз в ней с головой.

2. Сложный случай: сотрудник регулярно остается дольше, чем нужно. Если вы видите, что сотрудник постоянно остается после работы, стоит разобраться подробнее. Вечных «героев трудового фронта» можно разделить на несколько типов.

Укротитель обезьян . Часто руководители среднего и высшего звена говорят о том, что вся работа у них приходится либо на раннее утро, когда еще никто не пришел в офис, либо на поздний вечер, когда все уже ушли. Основное время у них отнимают сотрудники с их производственными проблемами и рабочими задачами. Такая ситуация говорит, прежде всего, о неумении делегировать, распределять приоритеты и управлять своим временем. В данном контексте мне вспоминаются американцы Уильям Онкен и Дональд Уосс, которые в 1974 году ввели в речевой оборот термин «обезьяна на спине». Каждый сотрудник, приходя с проблемой, а не с её решением, сажает своему руководителю обезьяну на плечи. Набрав за целый день таких обезьян, руководитель в своё уже нерабочее время вынужден разгребать этот зоопарк задач, которого мог бы избежать, если бы отказывался забирать обезьян у сотрудников. Возможно, пришло время пересмотреть весь рабочий процесс и заняться перераспределением обязанностей?

Трудоголик-хардкорщик. Трудоголизм – это все-таки расстройство влечений и поведения. Часто трудоголизм не воспринимают всерьёз, а работодатели ставят любителя поработать сверхурочно в пример остальным. С одной стороны, человек, готовый в любое время суток взяться за срочную задачу, забыть об отпуске и посвятить себя работе, кажется идеальным сотрудником. Но ученые утверждают, что трудоголизм опасен для здоровья и совсем не так безобиден для рабочего процесса, как кажется на первый взгляд. У трудоголика наблюдается замещение  жизни работой, которая становится щитом от происходящего вокруг: семьи, дружбы, хобби.

Часто трудоголики зациклены на процессе, а не на результате. Им важно заполнять пустое пространство и свободное время работой, чтобы не впустить в жизнь больше ничего. Меры они не знают, поэтому часто берут больше, чем могут потянуть. Выгорание у них происходит быстро, так как организм – не вечный двигатель, и чтобы накопить энергию для подвигов нужно время. Работодателю стоит обратить внимание на сотрудников-трудоголиков, чтобы избежать критических ситуаций, когда потребуется помощь психолога. Попытайтесь донести до трудоголика, что работа – только часть жизни, попробуйте помочь с делегированием и распределением задач, проконтролировать время ухода с работы, подарите сертификат в СПА или на массаж. Если такой сотрудник научится восстанавливать силы, вы окажетесь только в плюсе. Ведь у него будет гораздо больше сил и энтузиазма.

Читайте также: Десять причин, которые не дают соблюдать баланс между семьей и работой

Любитель «потом». Это сотрудник, который откладывает все на последний момент и постоянно прокрастинирует. В рабочее время ему интереснее поболтать, покурить, сходить на обед два раза. Работа будет выполнена в срок, но всегда в состоянии аврала, в спешке. Базовый навык, который стоит освоить таким сотрудникам, – тайм-менеджмент. Грамотное распределение задач в течение дня позволит сотруднику работать эффективнее, а работодателю перестать волноваться за сроки.

Халявщик. Если переработки оплачиваются, то велика вероятность столкнуться с теми, кто пускает пыль в глаза, так сказать, занимается ложным трудоголизмом, а на самом деле увеличивает свою зарплату, засиживаясь в офисе допоздна. Важно выяснить, что делает задерживающийся сотрудник. Если в оплачиваемые часы смотрит киношку, играет в танчики и тратит казенный трафик, то стоит расставаться, не задумываясь. Перед вами обычный лентяй, который только делает вид, что работает.

Регулярные задержки на работе – это не лучший вариант развития событий ни для сотрудника, ни для работодателя. У каждого из нас должно быть свободное время, чтобы восстановить силы, пообщаться с близкими, «перезагрузиться». Только тогда можно выполнять свою работу эффективно и достигать тех целей, которые ставит работодатель.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы