Герберту Уэллсу и не снилось: транспортная отрасль и самые востребованные специальности в ней через пять лет
Искусственный интеллект, машинное обучение и аналитика больших данных – основные цифровые технологии, которые сделают транспорт будущего еще более умным. Они приведут к фундаментальным изменениям в транспортном секторе. Объем мирового рынка программного обеспечения на базе ИИ и аппаратного обеспечения для автомобилей вырастет к 2025 году до $26,5 млрд. Совокупный ежегодный темп его увеличение будет на уровне 46,9%. В связи с этим вырастет потребность в специалистах, способных развивать и контролировать цифровизацию транспортной отрасли, считает Екатерина Погодина , менеджер по развитию персонала компании GetRentacar.
К наиболее востребованным профессиям будущего в транспортной отрасли будут относиться такие специализации, как инженер по эксплуатации беспилотных автомобилей, разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией, конструктор космических аппаратов и систем, проектировщик высокоскоростных железных дорог и мультимодальных транспортных систем. Рассмотрим подробнее обязанности каждого соискателя и ВУЗы, где можно будет получить профессию будущего.
Читайте также: Профессии, учиться которым уже бессмысленно
Инженер по эксплуатации беспилотных автомобилей
Автономный транспорт постепенно становится частью современной реальности в России и мире. В беспилотные автомобили устанавливаются технологии на базе искусственного интеллекта, а компании - создают техническую базу и программное обеспечение для их работы. Для полноценной эксплуатации автономного транспорта время пока не пришло, так как это требует большого количества изменений в инфраструктуре, законах, правилах дорожного движения, поведении всех пользователей различных видов транспорта. Инженер по эксплуатации беспилотных автомобилей должен обладать знаниями физики, программирования и других точных дисциплин. На данный момент эта профессия только набирает популярность в России, но в некоторых учебных заведениях уже введена соответствующая специальность. К ним относятся Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь), Национальном исследовательском университете ИТМО и Санкт-Петербургском политехническом университете (Санкт-Петербург).
Разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией
Специалист данной сферы деятельности работает над созданием интеллектуальных систем на базе ИИ, а также других программ, с помощью которых воздушный транспорт сможет выполнять перемещение без опасности столкновения. Он создает уникальные системы вычисления вероятностей и обучения при помощи машин, чтобы алгоритмы могли самостоятельно анализировать поступающую информацию и действовать согласно заложенной программе. Воздушное пространство в будущем станет загружено гораздо больше, поэтому без таких систем не сможет обойтись ни один воздушный транспорт. Для освоения необходимых навыков стоит поступать в Московский авиационный институт и Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина (Москва), Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону).
Конструктор космических аппаратов и систем
Цель работы данного специалиста — создание космических аппаратов, проектирование их комплектующих. Для этого применяются современные методы расчета и проектирования объектов. Создание таких сложных аппаратов невозможно без использования современной вычислительной техники . Помимо этого, в обязанности конструктора космических аппаратов и систем входит контроль за работой уже созданной техники для выявления недочетов и устранения недостатков. Профессия крайне важна для космической отрасли, так как позволяет странам, имеющим возможность отправлять людей в космос, использовать больше возможностей для развития других направлений. Чтобы устроиться в эту сферу необходимо получить образование в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана (Москва), Сибирском государственной университете науки и технологий им. М.Ф. Решетнева (Красноярск), Волгоградском государственном техническом университете (Волгоград).
Проектировщик высокоскоростных железных дорог
Для перемещения новых видов транспорта в ближайшем будущем потребуется строительство новых железнодорожных развязок, путей и станций с учётом его веса, габаритов, инновационных современных материалов, а также энергоэффективности. Для этого потребуются знания проектировщика ВСМ. Для ж/д транспорта будущего может потребоваться изменение существующей железнодорожной колеи, применение новых видов и сплавов металлов, а при строительстве будет учитываться ландшафт и разные климатические условия. Транспортные системы в большинстве стран мира развивались независимо, в связи с этим будет необходимо учитывать разнообразие и технические характеристики железных дорог, особенно, при пересечении границы с другими странами. Получить профессию проектировщика высокоскоростных железных дорог можно в данных вузах: Российский университет транспорта (Москва), Иркутский государственный университет путей сообщения (Иркутск), Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (Белгород).
Проектировщик мультимодальных транспортных систем
Знает, как оптимально рассчитать комбинацию различных средств доставки пассажиров и грузов. Города растут за счет пригорода - это глобальная тенденция. Люди все чаще живут дальше от работы, поэтому растет уровень трудовой миграции - передвижения к месту работы и домой. Грузы отправляются в международные рейсы с использованием разных видов транспорта: авиа, железнодорожный, автомобильный, морской.
Чтобы сократить время доставки груза, расходы логистических компаний и их заказчиков, а также не допустить повторения транспортного коллапса в Суэцком канале, будут востребованы специалисты, которые смогут выстраивать оптимальные логистические цепочки, формировать опорные транспортные сети и хабы, выстраивать глобальные транспортные коридоры. Обучиться данной профессии можно в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, Челябинском институте путей сообщения, Иркутском национальном исследовательском техническом университете.
Смотрите также: IEK GROUP FUTURE CHALLENGE — программа профессионального развития подростков, рассчитанная на детей 12–16 лет
«Практически в каждой успешно развивающейся стране в 2022 году существуют стратегии развития цифровизации транспортной отрасли. Через 5 лет технологии интеллектуальных транспортных систем распространятся по крупнейшим мировым агломерациям с общей численностью населения более 80 миллионов человек. Ожидается, что к 2035 году число пассажиров, использующих биометрическую идентификацию на пригородных, междугородних и международных перевозках, составит 80%, - отмечает Екатерина Погодина. - Это говорит о том, что уже существует кадровый голод по профессиям, которые будут незаменимы в эпоху умного транспорта. Поэтому сейчас учащимся старших классов необходимо определяться с высшим образованием, учитывая тенденции современного мира, чтобы быть востребованным специалистом на мировом рынке труда».
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно
Что Вы думаете об этом?