Стажировка – путь к экспертизе: как повысить уровень подготовки строительных кадров
В строительной отрасли наблюдается серьезная нехватка специалистов всех уровней и направлений, особенно в высокотехнологичных областях. Строительные вузы ежегодно выпускают новых специалистов, но им не хватает практического опыта. О том, какие шаги предпринять для решения проблемы, расскажут специалисты компании PERI — заместитель главного инженера Андрей Карзов, руководитель направления по подбору персонала Екатерина Арская, специалист по работе с вузами Татьяна Торкашова.
Теория и практика
За последние два года в строительных компаниях и организациях почти в полтора раза снизилось число сотрудников с высшим образованием. Наблюдается и «старение» коллектива — меньше сотрудников до 40 лет, больше — предпенсионного возраста. По разным оценкам дефицит специалистов с высшим инженерным образованием составляет не менее 100 тысяч человек. При этом с рабочими специальностями ситуация не лучше — более 80% сотрудников на таких позициях не имеет профильного образования. Один из приоритетов поддержки и развития экономики — это увеличение объемов строительства. Для достижения этой цели необходимо дополнительно привлечь от 1 до 5 миллионов специалистов различной квалификации.
Серьезный вклад в их подготовку вносят вузы. Специалисты, только что получившие диплом, имеют, как правило, хорошую базу, они знакомы с современными программными комплексами, знают подходы и методики, принятые в процессах и расчетах. Но им не хватает практических навыков. Они не знакомы с задачами и вызовами, актуальными на сегодняшний день. Поэтому одно только вузовское образование — хорошо, но мало. Есть и еще одна проблема: новоиспеченный специалист обычно силен в одной-двух областях и упускает из вида взаимосвязи, влияние одних направлений на другие.
К тому же учебные программы в вузах, очевидно, не успевают адаптироваться под актуальную ситуацию. Например, технологии уже шагнули вперед, а в учебниках это будет отражено только лет через десять, когда все уже, возможно, успеет устареть. То есть качество подготовки может быть хорошим, даже отличным, но не до конца отвечающим современным требованиям. Поэтому многие вузы охотно откликаются на предложение получить современную экспертизу от потенциальных работодателей своих студентов.
Как набраться опыта?
Получение практического опыта — крайне важный элемент учебы для студента. Это помогает ему раскрыть потенциал, «пощупать» профессию, усовершенствовать свои профессиональные навыки, которые только начинают развиваться. Лучший способ восполнить эту нехватку еще во время учебы – производственная практика/стажировка. Студент может найти стажировку в профильных компаниях. Пройдя ее, он не только получит реальный практический опыт, но и научится работать в команде. А заодно поймет как применить свои знания.
Второй вариант — волонтерство: студент самостоятельно подбирает проект, где нужна помощь. Помимо получения практического опыта, который потребуется для будущего трудоустройства, можно получить массу полезных контактов.
Стоит также упомянуть и студенческие проекты. Здесь надо проявить максимальную инициативность, чтобы найти именно тот проект, на котором можно применить теоретические знания на практике.
И еще один вариант — участие в различных соревновательных конкурсах, которые устраивают строительные компании. Наконец, вузы также могут содействовать повышению практического опыта студентов, приглашая экспертов по разным темам. Это позволит будущим специалистам погружаться в специфику современных задач.
К тому же подобные соревнования — путь к трудоустройству. Например, мы предлагаем победителям пройти стажировки у нас или у наших клиентов, включаем их в кадровый резерв и готовы их рассматривать как претендентов на открытые позиции, потому что они интересны нам своим напором, знаниями, талантами.
Стажировка как взаимовыгодное сотрудничество
Стажировка, пожалуй, самый эффективный способ получения практического опыта. Однако все зависит от того, как она организована — в компаниях к стажировкам относятся по-разному, да и не все студенты воспринимают стажировки всерьез. Иногда они идут на стажировку, потому что “надо”. Но порой студенты сами не понимают, какие преимущества может им дать стажировка и что они сами могут предложить компаниям. Для многих работодателей стажировка это “принеси-подай-не мешай”, и в этом заключается огромная ошибка. Они не видят ценности в студентах, студент чувствует себя ненужным, стажировка ему не интересна, он ничему не учится.
Но есть и компании, практикующие другой подход. Например, мы возьмем студента, который замотивирован на получение нового опыта, который хочет познать работу компании изнутри и главное – готов взять инициативу в свои руки. Он придет к работодателю и скажет: я умею вот делать вот это, я хочу расти, помогите мне в этом. Вот это ценно.
Понятно, что студенты, если подходить к стажировке не формально, это дополнительная нагрузка для сотрудников компании. Но если выстроить программу таким образом, чтобы обе стороны получали пользу, то эта нагрузка пойдет во благо. В PERI студенты проходят стажировку в основном в инженерном отделе, потому что здесь рабочие процессы можно как бы «потрогать». Руководитель отдела крайне серьезно относится к студентам, берет на стажировку не больше 2-3 человек и дает им работу в настоящих проектах. Это трудозатратно, но именно так можно вырастить новое поколение высококлассных инженеров. А мы заинтересованы в том, чтобы молодежь прониклась работой у нас и хотела к нам трудоустроиться после окончания вуза. Мы за качество, а не за количество.
Однако усилиями одной компании, даже самой заинтересованной и инициативной, не удовлетворить все запросы, поступающие от вузов. Поэтому мы призываем компании, желающие помочь в подготовке молодых специалистов, обязательно сообщать о своей готовности внести вклад в важное для экономики дело. Совместными усилиями мы будем способствовать усилению и росту строительной отрасли за счет новых квалифицированных кадров.
Что Вы думаете об этом?