SOS! Подводные камни испытательного срока для сотрудника и работодателя
В успешном окончании испытательного срока заинтересованы все, но почему вокруг столько врагов? Что способно расстроить вполне себе подходящий союз блестящего профессионала и отличной компании на первых порах их взаимодействия и какие меры важно принять, порталу HR-tv.ru Екатерина Горяная , руководитель группы консультантов международного кадрового xолдинга.
Испытательный срок – важный период не только для сотрудника, но и для компании. Поэтому важно, чтобы он был одинаково эффективен для обеих сторон. Как известно, процент снижения ошибки найма при использовании максимального количества всех методик (тестирование, ассесмент, интервью по компетенциям и т.д.) равен 65%.
Соответственно, остается 35% того, что сотрудник не пройдет испытательный срок. Риск ухода из компании на этапе испытательного срока имеет негативный эффект и для работника, и для работодателя, поэтому существуют несколько ключевых правил, придерживаясь которых, этот риск можно значительно снизить.
Читайте также: С кем не бывает? 4 ошибки, которые могут стоить карьеры
Для сотрудника на этапе испытательного срока важно обладать «большими ушами и глазами» . Как правило, во многих компаниях предусмотрен период Induction , (погружение в работу), время, когда нового человека знакомят с коллективом, объясняют правила внутреннего распорядка и ставят задачи. В процессе прохождения испытательного срока с сотрудником могут проводиться промежуточные интервью по итогам работы каждого месяца, где дается обратная связь по его результатам, обсуждаются и корректируются его дальнейшие действия.
Новому сотруднику следует концентрироваться на обозначенных задачах, активно вовлекаться в бизнес-коммуникацию, выстраивать отношения с ключевыми людьми и выстраивать взаимодействие с отделами, другими словами – больше слушать и слышать. В данном контексте слово «слышать» имеет огромное значение. Нельзя замыкаться в себе! Если в процессе реализации человек сталкивается с какой-либо сложностью – то ни в коем случае не стоит об этом молчать. Следует открыто обозначить этот момент руководителю и представить свое видение решения данного вопроса. Таким образом вы продемонстрируете самостоятельность, способность предлагать варианты решения и вовремя обозначать точки контроля.
Безусловно, построение отношений с коллективом также немаловажный аспект. Стоит отметить, что новые сотрудники зачастую склонны гораздо острее воспринимать собственные неудачи или какие-то замечания от коллег – сказывается стресс от незнакомой пока обстановки, своей роли и настороженности команды (вполне оправданной, между тем).
Не забывайте о своих ключевых задачах и целях. Если в компании предусмотрены промежуточные встречи/планерки, внимательно слушайте обратную связь, уточняйте, как именно вы видите выполнение той или иной задачи , и что можно сделать, чтобы улучшить их выполнение. На этапе испытательного срока работник видит уже более полную картину, чем на интервью. Если на данном этапе возникли значительные расхождения с тем, что было оговорено до прихода в компанию, то об этом также не стоит молчать. Уход на испытательном сроке не очень хорош, однако, если противоречия критичны, то не рекомендуется тянуть с решением.
Работодателю, как и сотруднику, также важен этот период – если работник не покажет достаточных результатов или его мнение о позиции/работе изменится, и он покинет компанию, то придется вновь тратить время и финансы на поиск нового сотрудника. Для того, чтобы новому человеку было комфортно проходить испытательный срок и входить в должность, компания должна создать условия для этого.
Как правило, новый сотрудник проходит систему обучения или тренингов в самом начале своей работы. Если такой практики в компании нет, то можно «прикрепить» его к более опытному сотруднику в отделе. При этом непосредственный руководитель не должен «бросать» нового сотрудника. Если функционал новенького предполагает участие во внутренних собраниях или встречах, его необходимо привлекать с первого дня – постепенно вовлекая в переговорный процесс.
Помочь могут также плановые встречи в средине испытательного срока с обсуждением обратной связи от сотрудника – его рабочие показатели, состояние, мотивация. Четкое формулирование задач на период испытательного срока может существенно облегчить ему жизнь и сделать его пребывание в коллективе более понятным и комфортным.
Читайте также: 5 правил построения карьеры в мегаполисе
Если работник по тем или иным причинам не проходит испытательный срок, то расставание с ним должно быть максимально корректным для сотрудника и компании. Работодатели очень критично относятся к тем, кто был уволен на этапе испытательного срока, поэтому, если это произошло не по вине сотрудника (сокращение должности, выход сотрудника из декрета, реорганизация и др.), то здесь следует предоставить человеку рекомендации и позволить ему заручиться вашей поддержкой для будущего трудоустройства.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?