ПРОактив: OBI пересматривает ассортимент
ПРОактив – это проект по пересмотру ассортиментного предложения в гипермаркетах ОБИ. Иначе говоря, это новые возможности для бизнеса и новые горизонты для сотрудников – лидеров проектов.
Участниками ПРОактива становятся не категорийные менеджеры, а сотрудники магазина или других функций центрального офиса. У каждого появляется возможность расширить представление об ассортиментной группе, более тесно взаимодействовать с коллегами и получить развитие карьеры в компании . В среднем после пересмотра ассортимента повышение товарооборота в товарной группе увеличивается на 30%.
Читайте также: Перезагрузка: как команда DIAGEO нашла новые источники энергии
Подробностями кейса делится Катарина Карасева , менеджер по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям ОБИ Россия.
Проект ПРОактив претендует на победу в бизнес-премии WOW!HR в номинации Level Up.
Предпосылки создания проекта
В компании с 2014 по 2016 год продвигалась стратегия на сокращение ассортимента. При этом покупательский трафик очевидно снижался. В ходе опроса более 50% покупателей высказали мнение, что OBI дорогой магазин. Ассортимент магазинов зачастую не отражал последние тренды рынка. При создании ассортиментной линейки не все потребности покупателей были учтены. Да и представление товаров на полках не всегда было удобно и понятно для самостоятельного выбора.
В 2016 году было принято решение о пересмотре 96% ассортимента в гипермаркетах OBI.
Однако мы столкнулись с тем, что менеджеры по закупкам не могут пересмотреть все категории за несколько месяцев. Так родился проект ПРОактив.
Новые возможности
У сотрудников из магазинов всегда много идей насчет выкладки товара и коммуникации для покупателей:
- какую информацию важно разместить,
- как удобнее выкладывать товар
- как делаются механические покупки (самостоятельные покупки, то есть без привлечения продавца).
Часто идеи оставались на уровне магазина и сотрудники магазина не могли влиять на POS (материалы, способствующие продвижению бренда или товара на месте продаж: информационные таблички, рекламные материалы и прочее).
Отделы центрального офиса работали обособленно друг от друга и мало коммуницировали. Проект ПРОактив дал возможности для эффективного взаимодействия .
Задачи проекта
Нам было важно ускорить процесс пересмотра ассортимента, учитывая потребности клиентов и современные тренды.
Также ставились задачи:
- Вовлечь в процесс пересмотра ассортимента непрофильных сотрудников магазинов и офиса.
- Обновить исследования покупательских предпочтений: сделать упор на статистику (опросы, анкеты), посетить покупателей с «домашними визитами»; на каждом этапе пересмотра товарной группы советоваться с покупателями и сотрудниками магазина.
- Рассмотреть товарные группы, которые пока не представлены в ассортименте из-за специфики (очень хрупкий, дорогостоящий, узкоспециализированный товар).
- Повысить товарооборот и увеличить продажи в пересматриваемых товарных группах.
- Повысить клиентоориентированность у категорийных менеджеров.
- Повысить ключевые компетенции: «Понимание бизнеса», «Конструктивная коммуникация», «Открытость к изменениям и инициативность», «ответственность».
- Сформировать кадровый резерв для отдела закупок.
- Развивать кадровый резерв в рознице и центральном офисе.
- Укрепить кросс-функциональное взаимодействие и вовлечь в бизнес-процессы всех сотрудников.
Команда проекта
В состав рабочей группы ПРОактив вошли:
Эксперты проекта: сотрудники из отделов категорийного управления, продаж, маркетинга, HR (шесть человек). Они провели отбор участников, сопровождали и координировали проект. Провели оценку эффективности и готовности к реализации.
Лидеры проекта: непрофильные сотрудники, подавшие заявку на проект для управления пересмотром товарной группы (17-19 человек). В их задачи входило полное управление проектом пересмотра, работа на всех этапах от исследований до реализации.
Категорийные менеджеры (13 человек) обеспечивали взаимодействие с поставщиками и помогали лидеру в пересмотре ассортимента.
Сотрудники отдела мерчандайзинга (пять человек) помогали лидеру разработать мерчандайзинговую концепцию и POS-материалы.
Сотрудники HR — пять человек. Их задача — коммуникационная и техническая поддержка проекта.
Всего проект насчитывает порядка 50 сотрудников, которые являются либо лидерами, либо активными участниками проекта.
Сложности внедрения
Огромный блок администрирования проекта, включая тесты в магазинах, лег на сотрудников центрального офиса. Им было необходимо учесть удаленность гипермаркетов и распределенность по всей России.
Сотрудники HR-отдела успешно справились со всеми организационными вызовами на протяжении всех волн проекта. Администрирование, организация и ведение каждой волны проекта происходила под чутким наблюдением HR-менеджеров отдела обучения и развития. В проекте за все 4 года мы не использовали услуг подрядчиков.
ПРОактив — это сложная и кроссфункциональная работа разных подразделений: отдела продаж, коммерческого отдела, отдела персонала, маркетинга, логистики. В этом состоит уникальность проекта.
Реакция сотрудников
Первый опыт, первая волна проекта была «обкаткой» и сейчас считается самой сложной. Когда внедряешь что-то в первый раз, приходится преодолевать сопротивление.
Сегодня проходит 4 волна проекта 2020, и она известна всем в компании, все участники понимают цели, готовы к сотрудничеству. Мы прошли тот этап, когда нужно доказывать значимость и ценность нового проекта для компании. Сейчас проект работает на развитие сотрудников и бизнеса.
Уже прошло три старта проекта — три волны: в 2017, 2018 и 2019 годах. Каждая принесла свои успехи для компании и участников. Невозможно передать словами ту радость и гордость, которую испытывают сотрудники, когда видят реализованную концепцию в магазине и новый товар на полках .
Результаты проекта
Сентябрь 2020 — период защиты проектов четвертой волны.
Проекты третьей волны в рамках ПРОактива 2019 завершены, и мы можем озвучить результаты: в среднем повышение товарооборота в товарной группе после пересмотра увеличивается на 30%. Всего за 2019 год пересмотрен ассортимент в 16 товарных группах.
Стремительный рост показали такие товарные группы, как:
• Весовой крепеж (+99,3%),
• Мозаика (+208%),
• Отделка террас и ступеней (клинкер) (+208,5%),
• Топки, печи, камины, дымоходы (+92,6%),
• Шкафчики для ванной (+130%),
• Садовые пруды (+53,5%),
• Настенно-потолочные светильники (+75,8%).
Еще одним важным и значимым результатом является развитие нашего кадрового резерва.
Смотрите также: Бизнес-школа принесла ORBI Group многомиллионную прибыль
17 непрофильных сотрудников стали лидерами проектов в ПРОактиве в 2019 году, из них 10 сотрудников получили продвижение на руководящую или управленческую позицию в компании. Два участника перевелись из магазина в отдел закупок на должность категорийного менеджера.
Участники-лидеры ПРОактива имеют много возможностей для развития своей карьеры в компании.
Фото OBI
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2020 .
{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}
Что Вы думаете об этом?