Почему корпоративная культура важнее системы KPI
Система KPI (ключевые показатели эффективности) уже давно не является той панацеей, которая резко повышает эффективность работы персонала. А уж в текущей ситуации, когда из-за пандемии стратегию компании трудно планировать не то что на год, а даже на месяц, KPI вообще малоприменимы. О том, почему стоит искать замену системе KPI и какие для этого есть готовые решения, рассказывает HR-директор Корпорации «Синергия» Дмитрий Плеханов.
Основным недостатком системы KPI в принципе (а в нынешних реалиях — тем более) является то, что она заставляет сотрудников фокусироваться на краткосрочном формальном результате, что может отрицательно сказываться на долгосрочных задачах. Сейчас мы повсеместно наблюдаем быстрое устаревание целей и текущих показателей . Компании вынуждены разрабатывать несколько сценариев развития событий ежемесячно, а жёсткий план заранее ограничивает организацию в возможностях, которые могут возникнуть в течение года.
Читайте также: Как управлять корпоративной культурой в кризис: риски и возможности
Если вы собираетесь внедрять новый подход и ищете альтернативу KPI, то вам стоит базироваться на следующих принципах: новый метод должен быть более прозрачным, при этом эффективно вовлекать персонал и обеспечивать оперативную обратную связь по результатам работы. Как правило, выбор альтернативного метода зависит от задач, которые стоят перед организацией в контексте управления эффективностью.
Одним из таких методов является OKR (цели и ключевые результаты). Отличием системы можно назвать то, что цели устанавливаются на короткий промежуток времени и обязательно проходят согласование ответственных лиц. Руководитель при этом обязан обеспечить работников пониманием общей цели компании на текущий период. И сделать это нужно таким образом, чтобы сотрудники в рамках своих зон ответственности имели возможность предложить оптимальные решения. В итоге и руководители, и линейный персонал собираются для обсуждения тех задач, которые удались, и тех, которые нет, а также занимаются разработкой целей на следующий временной период .
Система поощрения при этом выстраивается двумя способами: платят либо отдельным сотрудникам за достигнутый результат, либо всей команде. Ключевое преимущество такой системы заключается в том, что последствия принятых решений можно оценить оперативно и изменить стратегию, если принятый план не эффективен.
Корпорация Microsoft, к примеру, отказалась от системы KPI, поскольку она основана на соревновательном элементе, а добиться нужно было раскрытия творческого потенциала в командной работе. Поэтому Microsoft сделала упор на проектные группы. О результатах своей работы и помощи коллегам сотрудник отчитывается самостоятельно: собирает кейс и показывает его руководителю. По итогам работы авторы лучших кейсов получают премии.
На самом деле авторских систем существует огромное множество . Однако главный критерий успешности организации и её движущая сила — это не система поощрений, а грамотно выстроенная и понятная корпоративная культура. «Жизнь» организации базируется не на промежуточных краткосрочных и даже не на долгосрочных целях, а на основной идее существования компании. Сотрудники должны осознавать, какие глобальные потребности и «боли» они удовлетворяют и чем может грозить некачественное выполнение трудовых обязанностей.
Так, к примеру, в структуру Корпорации «Синергия» входит одноимённый Университет, глобальная цель которого — обеспечить доступным и качественным образованием каждого. Из неё вытекает необходимость создания актуальных практико-ориентированных образовательных программ, привлечение преподавателей-практиков, открытие новых направлений и многое другое.
Смотрите также: «Жизнь в стиле «АстраЗенека» - всё о счастье сотрудников
Ориентир большинства наших подразделений — это не система KPI, а корпоративная культура, которая не позволяет нам расслабляться. В «Синергии» очень жесткие дедлайны, которые мы выстраиваем, согласно запросам рынка. Если мы получаем даже слабые сигналы от рынка, то реагируем на них своевременно. В условиях пандемии, жесткой конкуренции и постоянно меняющегося рынка — это самое важное, воспитывать в сотрудниках осознание того, что их личный успех и успех корпорации в целом зависит от их быстрой и эффективной работы.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?