Обострение конкуренции: 4 пункта, на которые надо делать ставку
Конкуренция – движущая сила рынка. Фраза, хоть и клише, хорошо раскрывает суть конкурентного процесса. На что делать ставку в условиях обострения конкуренции, порталу HR-tv.ru рассказал бизнес-тренер, хедхантер, автор книг и фильмов по лидерству, продажам и подбору персонала Владимир Якуба .
На своих тренингах я часто слышу, что конкуренты не дают спать спокойно, а работать в условиях обостренной конкуренции становится все сложнее. Да, сегодняшний рынок отличается от рынка 2000-х. Чтобы не оказаться на обочине бизнеса, предпринимателям и руководителям необходимо разрабатывать стратегии по укреплению своих позиций.
Читайте также: Твой провал – мой успех… 3 правила конкуренции на работе
Я расскажу, на что необходимо делать ставку руководителям в условиях обострения конкуренции.
1. Обучение своей команды. В условиях конкуренции основную ценность организации должны составлять ее сотрудники. Их обучение и повышение квалификации – залог успеха вашего бизнеса.
Чаще всего руководители встречаются с проблемой частичного выгорания сотрудника. У большинства специалистов через 5-7 лет более половины знаний забывается. Уровень профессиональной подготовки становится недостаточным, проявляются старые подходы к работе. Причем использование устаревших подходов встречается на всех уровнях организации.
Как решить проблему? Наладить процесс внутрикорпоративного обучения для всех категорий работников. Последние 5 лет я наблюдаю изменение отношения руководства компаний и самих сотрудников к обучению. Все чаще обучение начинает рассматриваться как инструмент поддержки корпоративной стратегии. И такая позиция менеджеров очень сильно изменила бизнес-процессы.
Кроме того, обучение – это отличная мотивация, особенно для молодых сотрудников. Для мотивации сотрудника может быть хорошо все, что может повлиять на его профессиональное развитие. Это может быть наставничество, коучинг, обучение или участие в деловых конференциях.
Многие сотрудники, особенно молодые, хотят учиться новому, увеличивать сеть деловых контактов. Их будет мотивировать то, что и руководство заботится об их развитии. Молодые сотрудники – это прогресс и развитие бизнеса, что важно в условиях жесткой конкуренции.
2. Бенчмаркинг. Это один из способов изучить деятельность конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.
Бенчмаркинг позволяет сравнивать свои товары или услуги с аналогичными, и не стоит его путать с жесткими видами изучения конкурентов, типа промышленного шпионажа или другими подобными методами. В Японии бенчмаркинг - это основной инструмент развития бизнеса. Компании-конкуренты там обменивается опытом по взаимному желанию. При бенчмаркинге используется информация, находящаяся в открытом доступе. Ее получают с помощью опросов, при этом анализируют позиции конкурентов на рынке.
Я советую общаться с конкурентами напрямую, например, на отраслевых выставках или конференциях. Там вы сможете из первых уст узнать планы и новые разработки, посмотреть обновление продуктовой линейки и пообщаться со своими потенциальными клиентами.
Обращайте внимание на технологии конкурента. Постоянно сравнивайте и анализируйте его и свою деятельность. Не бойтесь брать на вооружение успешные ходы ваших конкурентов. Модифицируйте их, адаптируйте под свою специфику и запускайте в процесс. Это поможет вам в развитии вашего бизнеса.
3. Выстраивайте новые стратегии и альтернативные пути для развития бизнеса. Научитесь приспосабливаться к новым условиям рынка и не бойтесь меняться. В условиях конкуренции я рекомендую применять технологические инновации. Применив технологические новшества, вы откроете для своего бизнеса новые и альтернативные пути развития.
Обратите внимание на выстраивание маркетинговой политики и ценообразование. Ищите новые способы сбыта и расширяйте свою целевую аудиторию. Да, анализ и изучение новых рынков может занять некоторое время, но зато потом вы от этого выиграете.
Ищите пути расширения рынка. Я считаю, что выход на новый уровень продаж позволяет формировать дополнительную величину спроса. Вам будет намного легче выстраивать отношения с покупателями и побуждать их к выбору вашей продукции.
4. Больше мотивации и вдохновения для команды. Здесь речь идет не о материальной мотивации. Деньги в период обострения конкуренции не будут являться вашим главным козырем. Вам необходимо создать благоприятную атмосферу в коллективе. Создать такой коллектив, из которого не захочется уходить.
Двери руководства должны быть всегда открыты для сотрудников. Обратная связь, помощь коллег и неформальное общение позволяют создать в компании доверительное отношение.
В компании «Академик» в Екатеринбурге руководитель может прийти пораньше на работу и положить на стол сотруднику записку «Ты хорошо поработал, удачного дня!» А внекоторых организациях действует практика обеда с первым лицом компании: раз в месяц лучший сотрудник идет на ланч с шефом за его счет. Согласитесь, такие начальники гораздо привлекательнее тех, которых никто никогда не видит и кого все боятся.
Читайте также: "Было заманчиво привезти белье, у которого почти нет конкурентов"
Очень хорошо, когда руководство поддерживает инициативу совместного отдыха сотрудников и организует корпоративные варианты досуга. К ним могут относиться спортивные секции, занятия танцами, туристические поездки – все, чем увлекаются ваши сотрудники. В компании «Крок», например, даже существует корпоративный яхтинг.
Все эти действия помогут вам и вашему бизнесу развиваться даже в условиях жесткой конкуренции.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?