Новые профстандарты: как подготовились HR-ы
С 1 июля в России начинают действовать новые профстандарты . Они коснутся представителей более чем 800 профессий, описания которых были осовременены и зафиксированы Министерством труда (на очереди у ведомства еще 1000). И хотя для частных компаний изменения носят рекомендательный характер – HR-службы не могли их проигнорировать.
Итак, HR-tv.ru выяснил, что и как подготовили HR-ы к 1 июля .
1. Перепроверили штатное расписание, трудовой договор, трудовые книжки
Комментирует Елена Веляева , операционный директор кадрового холдинга Gi Group Russia:
"Существует определенный перечень обязательных для внедрения профстандартов. Мы сопоставили исполняемые функции сотрудников с этими требованиями. В случае несоответствия внесли изменения в штатное расписание, трудовой договор и трудовую книжку. Объём работ в части кадрового делопроизводства не сильно увеличился, так как в нашей компании не так много таких работников.
Многие профессиональные стандарты находятся в разработке, поэтому следим за обновлениями на сайте Росминутруда, и уделяем особо внимание профстандартам даже в той части, где они носят рекомендательный характер".
Читайте также: "Мы брали не профессиональных кадровиков, а активных, молодых и с горящими глазами"
2. Пересмотрели должностные инструкции
Говорит Альберт Мицевич , руководитель отдела по работе с персоналом онлайн-сервиса микрокредитования "Честное слово":
"В процессе подготовки к внедрению профессиональных стандартов мы пересмотрели действующие должностные инструкции персонала. Проанализировали требования, которые сегодня рынок выдвигает к тем или иным работникам, оценили, насколько качество работы наших сотрудников отвечает потребностям компании, обладает ли персонал необходимыми компетенциями.
В целом подготовка не заняла у нас много времени, т.к. все внутренние стандарты в компании были налажены раньше, и нам осталось лишь немного адаптировать их согласно последним требованиям. С 1 июля в нашей работе ничего не изменится, будем все так же стремиться к достижению общекорпоративных целей".
3. Подготовились к изменениям в системе аттестации
Комментирует
Ольга Горячева
, исполнительный директор ООО "Нексиа Пачоли", партнер:
"Профессиональный стандарт "Аудитор" вступил в силу в конце 2015 года, поэтому уже в начале 2016 года мы начали работу по приведению в соответствие с требованиями стандарта нашей кадровой и профессиональной деятельности. Эта работа предполагает два этапа – мониторинг существующей в компании кадровой системы и разработку новой. На сегодняшний день мы провели первый этап, а именно мониторинг нашей кадровой системы, и приступили ко второму – разработали и вводим с 01 июля новое штатное расписание, начали пересмотр должностных инструкций.
Очевидно, что уточненные стандартом требования к трудовым функциям и квалификационным характеристикам сотрудников потребуют внесения изменений и в существующую систему аттестации.
С учетом того, что в аудиторском подразделении нашей компании работают несколько десятков сотрудников, работа, которая уже проведена и еще запланирована кадровой службой, довольна объемна, но, тем не менее, необходима. По нашему мнению, внедрение профессионального стандарта будет способствовать упорядочиванию внутренней структуры аудиторских организаций, большему единообразию и сопоставимости персонала на рынке труда. Без сомнения, профстандарт окажет влияние на систему повышения квалификации аудиторов. Надеемся, что и на содержание образовательных программ высшего образования тоже, приблизив его к запросам работодателей".
Читайте также: Успешная личная жизнь сотрудника – счастье для компании
4. Разъяснили работникам, что изменится
Говорит Ольга Косец , владелец и руководитель швейного производства "Софиано", президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса "Деловые люди":
"Понятно, что при всем том, что каждое нововведение для малого бизнеса – это лишняя головная боль, но закон есть закон. Так что в нашем случае мы перепроверили и откорректировали штатное расписание на основании рекомендаций Минтруда. Проверили квалификацию каждого работника и с 1 июля внесем необходимые изменения в трудовые книжки. И конечно, прежде всего, постарались разъяснить работникам , что все это никоим образом не коснется их деятельности и оплаты труда. Хотя с другой стороны, при той нехватке специалистов рабочих профессий, я как работодатель, рада любому желающему учиться профессии и буду их учить в любом случае".
Что касается компаний со специалистами еще не охваченных профстандартами сфер, они заняли выжидательную позицию. Комментирует начальник отдела по подбору персонала маркетингового агентства "Биплан" Ольга Никитина :
"Если говорить честно, то мы не стали проводить системную подготовку и оперативно реагировать на нововведения, потому что хотим посмотреть на систему профессиональных стандартов в действии. С учетом того, что наша сфера не предполагает четкой классификации сотрудников, за исключением бухгалтера, любые изменения носят скорее рекомендательный характер. Пока нет четкого определения и критериев оценки digital специалистов, резких движений мы делать не будем, хотя и одобряем эту инициативу".
Однако рекомендации рекомендациями, но если новые профстандарты с течением времени войдут в пакет обязательных требований трудового законодательства, не лишне вспомнить об ответственности за нарушения.
Комментирует Андрей Белоносов , ведущий юрисконсульт "Конструктор документов FreshDoc.ru":
"В споре об обязательности профстандартов с 1 июля текущего года Минтруд дает однозначный ответ. В сообщении от 4 апреля 2016 г. "По вопросам применения профессиональных стандартов" ведомство подчеркнуло, что положения профстандартов в общем случае носят рекомендательный характер.
Если же не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая санкции для должностных лиц в виде предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей)".
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?