Никто не идеален

Вы успешный специалист или менеджер? Ваше начальство регулярно вас хвалит и выписывает премии? Коллеги часто просят у вас советов и поддержки? И вы считаете, что всего этого недостойны и вас вот-вот разоблачат? А может быть, вам кажется, что ваши одноклассники и коллеги достигли гораздо большего, чем вы? Или вы болезненно реагируете на любую, даже конструктивную критику? Вы часто переживаете, что окружающие узнают о ваших недостатках? Если хотя бы на один вопрос вы ответили положительно, поздравляем, у вас синдром самозванца.

Никто не идеален, Синдром самозванца, особенности синдрома самозванца, Плужникова Виктория, проявления синдрома самозванца, как побороть синдром самозванца, синдром самозванца как справиться, синдром самозванца психология

Синдром самозванца – невероятный феномен. Необычность его заключается в том, что страдают им только люди, у которых за плечами есть действительно приличное количество достижений.

Читайте также: Роль самооценки в построении карьеры

«Синдром самозванца формируется из-за излишней критичности к себе. Чтобы снизить влияние синдрома на свою жизнь, важно помнить, что сравнение себя с другими никогда не приводит ни к чему хорошему. Ключ к успеху – сравнивать себя настоящего с собой прошлым. Также важно ставить цели, адекватные своим возможностям . Жизнь так устроена, что всегда будет кто-то, кто лучше нас по каким-то качествам. Всегда. Идеал в природе отсутствует – это аксиома. Сравнение себя с собирательным образом идеального человека ведет к остановке», – говорит практикующий более восьми лет психолог Екатерина Никифорова.

Впервые термин «синдром самозванца» появился в 1978 году в статье Паулины Клэнс и Сюзанны Аймс. В материале говорилось о том, что многие успешные женщины склонны считать, что они не умны и что окружающие переоценивают их. Однако мужчины подвержены синдрому самозванца ничуть не меньше. И самый яркий пример – Альберт Эйнштейн, чьему авторству приписывают цитату: «Подчёркнутое уважение, которым окружено дело моей жизни, заставляет меня чувствовать себя не в своей тарелке. Я невольно ощущаю себя мошенником».

Основные особенности синдрома самозванца:

1. Им чаще всего страдают люди с низкой самооценкой. Это следствие синдрома отличника, а перфекционизм является сопутствующим «диагнозом».

2. Важно не путать синдром самозванца и недостаток компетенции. Обычно при действительном недостатке компетенции к человеку не обращаются за советами, к его мнению не прислушиваются, да и об объективных достижениях в таком случае говорить не приходится. При синдроме самозванца человек компетентен. И при оценке уровня компетентности важно учитывать не только собственное мнение о компетенции, но и мнение окружающих.

«Важно помнить, что тех знаний, которые есть у вас прямо сейчас – уже достаточно для какой-то компании. Возможно, вы пока не дотягиваете до уровня Google, но точно существует компания, для которой ваших навыков более чем достаточно», –  полагает психолог.

3. Есть четкие фразы-мысли, по которым можно отследить у себя синдром самозванца:

  • Мне это слишком легко дается,
  • Наверное, я делаю/пишу ерунду,
  • Мне очень трудно, наверное, мне это не дано,
  • Мне нужно все полностью переделать,
  • Мне нужно заняться чем-то другим.

Признаюсь, меня тоже не обошел этот синдром.

Вот чем пользуюсь лично я:

1. У меня есть список достижений на жизненном пути. Там я пишу, в каких странах побывала, какие глобальные проблемы решила, в каких интересных проектах участвовала. Изначально планировала написать 100 пунктов. Но на мелочи размениваться не хочется (да-да, обесценивание собственных результатов – это верный признак синдрома самозванца), поэтому пока дошла только до 67. Очень помогает в особенно тревожные и грустные дни перечитывать этот список. И, конечно, дописывать по мере появления достижений.

По мнению психолога, также неплохо вести дневник: время от времени оглядываться назад и читать, что вы уже сделали – это мудрый путь, помогающий поднять самооценку.

2. В период перехода на новую работу, во время адаптации любому, даже самому уверенному в себе человеку нужна поддержка. Очень рекомендую составлять еженедельные или даже ежедневные to-do листы, куда вносить все, даже самые мелкие задачи. Важно по итогу дня/недели отмечать галочками то, что выполнено. Тогда мозг образует нейронную связь – я поставил задачу, я ее выполнил. А это очень хорошо работает на борьбу с синдромом самозванца.

В «Рексофт» есть четкий план прохождения испытательного срока, а также серия встреч сотрудников с непосредственным руководителем и HR. И на этих встречах мы уделяем особое внимание достижениям коллег.

3. Однажды на тренинге в рамках упражнения мне нужно было запросить у людей, которые меня знают, обратную связь на себя. Это должны были быть разные респонденты: родные, друзья, коллеги, просто знакомые. Вопрос звучал так: «Назови три-четыре вещи, за которые ты меня уважаешь». Это упражнение очень помогает поднять самооценку – мы часто даже не задумываемся, что окружающие люди восхищаются нашими качествами и поступками. Кроме того, то, что мы для себя считаем минусом, окружающие вполне могут воспринимать как сильную сторону. Например, мне припомнили ситуацию, в которой, как мне казалось, я проявила слабость. Однако же мой респондент сказал мне это с комментарием «ты такая сильная!»

По итогу этого упражнения я также составила список и периодически перечитываю – очень вдохновляет.

У нас в компании мы активно используем инструмент обратной связи. Позитивная обратная связь работает лучше любой материальной мотивации.

4. Синдром самозванца постепенно сходит на нет, когда делишься опытом. Это как со страхом публичных выступлений – чем больше выступлений, тем меньше страха. Так и здесь: чем больше делишься опытом и в моменте получаешь обратную связь, тем больше чувствуешь свою экспертизу.

5. Можно также подумать о том, а что произойдет, если вы ошибетесь? Есть такое упражнение для борьбы со страхами – говорите себе: «Если я сейчас ошибусь, меня выгонят с работы , если выгонят с работы – я буду голодать…» И так докручиваете до самого страшного, например, до жизни привокзального бомжа – тогда мозг понимает всю абсурдность страхов. Этот метод и с синдромом самозванца шикарно работает,  и с заниженной самооценкой в целом.

Никто не идеален, Синдром самозванца, особенности синдрома самозванца, Плужникова Виктория, проявления синдрома самозванца, как побороть синдром самозванца, синдром самозванца как справиться, синдром самозванца психология

«Под синдром самозванца может скрываться одна из причин прокрастинации – откладывания дел «на потом». Чаще всего мы не делаем потому, что существует какой-то страх: мы можем бояться чего-либо в процессе действия, либо мы можем бояться результата и его последствий, как бы парадоксально это ни звучало. Если Вы действительно хотите что-то сделать  ­– осознайте все возможные страхи, «подстелите соломку» там, где можно, и действуйте»,  – добавляет психолог Екатерина Никифорова.

Смотрите также: Как компания Shell помогает сотрудникам справляться со стрессом

Человеку с синдромом самозванца очень важна поддержка руководителя. Очень часто им страдают очень компетентные и ответственные сотрудники, и позитивная оценка их работы, высказанная коллегами, их окрыляет и делает еще более продуктивными. Поэтому, дорогие руководители, если вы поистине цените своих подчиненных – не стесняйтесь говорить им об этом. Даже если, как вам кажется, они отмахиваются или обесценивают вашу похвалу и благодарность. Росток хорошей самооценки все же прорастет. Поверьте, им это очень надо.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.