Есть ли повод для пессимизма? Рынок ИТ 2025: ожидания и новая реальность

Казалось бы, ИТ-сектор находится в завидном положении. Но и здесь зафиксированы несколько волн сокращений, связанных с завершением проектов или оптимизацией бизнес-процессов. Востребованность ИТ-решений и профессиональных кадров остается высокой: Минцифры отчиталось, что объем продаж российских ИТ-решений в 2024-м вырос почти в 1,5 раза. Однако, как заметил президент: «Пока у нас всё спокойно и размеренно, стабильно, нам скучно…» И в инфополе витает множество страхов, связанных с будущим ИТ.

Опасения ИТ-компаний

«Придут иностранные компании — вернется дефицит»

Несмотря на нагнетание темы в СМИ, в преддверии российско-американских переговоров Владимир Путин успокоил рынок заявлением о приоритете интересов отечественных игроков. На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) он отметил, что наш бизнес грамотно воспользовался возможностью: «Если ниши западных компаний уже заняты российским бизнесом, то, как и говорил раньше, у нас в народе говорят, поезд ушел, привилегий и преференций для возвращающихся не будет».

Перспективы возвращения крупных международных ИТ-брендов, по мнению Арсения Федоткина, управляющего партнера ГК Selecty, в ближайшее время выглядят еще менее реалистичными из-за введенных США ограничений. При этом эксперт уверен, что этот приход не изменит стратегии: «Сейчас никто уже не сможет поставить под сомнение важность импортозамещения и, тем более, остановить его. Но конкуренция — один из ключевых драйверов развития технологий. Возвращение на российский рынок сильных западных производителей ПО поможет вывести ряд отечественных продуктов на новый уровень качества».

Усиления конкуренции за кадры с возможным приходом новых игроков ждать не стоит, но лишь потому, что она не снижалась. По словам Эдуарда Долгалева, коммерческого директора ГК Selecty, у нас запущена масштабная трансформация ИТ-ландшафта: «Российский бизнес переписывает свои базы данных, и каждый выбирает индивидуальную стратегию, что создает потребность в большом количестве программистов. Снижение спроса, которое наблюдалось в начале 2025 года, — это результат планомерного развития. Часть проектов заканчивается и высвобождает команды, но и их успешно нанимают другие компании в течение двух-трех месяцев».

«Интерес государства к ИТ снизится — развитие отрасли остановится»

Задачи по достижению технологического суверенитета по-прежнему актуальны для отечественного рынка. Руководители направлений в госкомпаний мотивированы на достижение целей, так как без достижения целевых KPI они не получат бонусы. Мотивация у всех высокая, но пока сроки традиционно растягиваются. К примеру, в конце прошлого года прошли дедлайны, когда на российские аналоги необходимо было перейти всем гособъектам критической информационной инфраструктуры по указу президента № 166. Как отметил Максут Шадаев на расширенном заседании ИТ-комитета, сославшись на набор регуляторных барьеров и ограничений: «В целом, на две трети мы смогли эту работу завершить».

Однако, помимо программы по импортозамещению ПО, сейчас запущены значимые проекты, в реализации которых стратегически заинтересована страна, — например, связанные с телекоммуникациями. В этом направлении решаются насущные проблемы нового строительства, где задействованы ключевые игроки. «Активно развиваем инфраструктуру связи в новых регионах, в том числе благодаря усилиям „Ростелекома“. Покрытие и количество абонентов в них уже сопоставимы со средними значениями в целом по стране», — подвел итоги 2024 года глава Минцифры.

ИТ-комитетом Госдумы разработан законопроект для решения задачи по обеспечению устойчивого сигнала связи вдоль автомобильных дорог. Но параллельно с работой над краткосрочными целями идет реализация глобальных проектов — базы для новых направлений бизнеса. В пример Эдуард Долгалев приводит развитие спутникового интернета, который может радикально изменить телекоммуникационный рынок и является катализатором коммерческой эксплуатации космоса.

Опасения ИТ-специалистов

«Начнутся сокращения — уровень зарплат упадет»

Сокращения в конце 2024-го и начале 2025 года действительно случились, но высвобождение около 15 тысяч сотрудников для отрасли, где не хватает миллиона человек, — крайне небольшая цифра. Поэтому ситуация с дефицитом кадров драматически не поменялась, но эксперты кадрового рынка констатируют сдвиг глобального вектора в сторону оптимизации, основанной на повышении эффективности сотрудников. Фокус подбора постепенно смещается со скорости нахождения людей на качество персонала.

«Вопрос требований к кандидатам — это, безусловно, индивидуальный процесс, зависящий от конкретных позиций, поясняет Инесса Кусь, руководитель подбора направлений «Бэк-офис», «Информационные технологии» «Информационная безопасность» в „Ростелекоме“. Рынок перенасыщен джунами, которые только что завершили свои курсы. В некоторых случаях, учитывая узость сферы, мы осознанно снижаем требования, чтобы не упустить талантливых специалистов. В других случаях — добавляем дополнительные этапы интервью, чтобы привлечь наиболее подходящих кандидатов».

Интерес к оценке компетенций персонала выходит на новый уровень, но, как замечает Ольга Шевелова, HRD «ПСБ Лаб» (ИТ-компания ПАО ПСБ): «Причины всё те же: необходимость в кратчайшее время завершить импортозамещение ПО и выйти на новые технологические высоты».

По ее словам, «hh.индекс» в последние годы среди Senior-специалистов демонстрирует жесткий дефицит кандидатов (70 резюме на 100 вакансий), что заставляет вести работу по удержанию опытных профессионалов. Действительно, время агрессивного увеличения штата ушло, но избежать увеличения зарплаты Senior и Middle не удастся. По прогнозам экспертов ГК Selecty, работодатели перешли от гонки оферов к взвешенным стратегиям постепенной индексации: плановые повышения в среднем на 5–10%, а для удержания в ключевых точках карьеры — 15–20%.

«Придет ИИ — останусь не у дел»

ИТ — это самая динамично развивающаяся сфера. Но главная ее заслуга — это качественное изменение эффективности других отраслей, которое происходит уже гораздо менее быстрыми темпами и на долгих временных лагах. Например, массового внедрения ИИ-технологий в российской экономике эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ ожидают на горизонте до 2035 г.

Согласно их прогнозам, основной вклад в создание экономического эффекта (46,5 трлн рублей) будут приносить обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт и т. д. При этом численность специалистов в сфере может увеличиться почти в 10 раз, до 463,5 тысяч человек. В то время как главным страхом было сокращение персонала.

Но искусственный интеллект действительно постепенно меняет условия на рынке труда: для решения простейших задач требуется всё меньше людей, однако приходится находить каждого для работы с нейросетями.

Выход из ситуации Ольга Шевелова видит в привлечении большего числа Junior-специалистов: «С одной стороны, необходимо внедрять карьерные треки (матрицы) для внутреннего конкурса и дальнейшего продвижения новичков. С другой — развивать и поощрять (материальной и нематериальной мотивацией) наставничество Senior и Middle».

По словам Инессы Кусь, стажерские программы и различные формы внутреннего обучения позволяют талантливым специалистам не только расти, но и менять карьерное направление внутри компании.

А в результате?

Несмотря на высокий уровень непредсказуемости прогнозов по развитию ситуации как в мире, так и у нас в стране, глобальные тренды, особенно предполагающие огромные инвестиции, достаточно неповоротливы. Вероятно, участникам ИТ-сферы, даже с учетом определенных бизнес-рисков, нужно сфокусироваться на существующих возможностях, чтобы укрепить свои позиции, в том числе за счет оптимизации бизнес-процессов.

На фоне снижения ажиотажа вокруг дефицита квалифицированного персонала компании могут заняться оценкой персонала и по-новому взглянуть на текущую кадровую политику. А ИТ-специалисты, которые уже обладают экспертизой, — сосредоточиться на развитии карьеры и менеджерских навыков, продолжая осваивать инновационные технологические тренды.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.