Недозреть и перезреть: 5 способов оценить труд вашей HR-службы

Как понять, эффективно ли работает ваша HR-служба, какие есть способы проверить качество ее деятельности, и почему оценивать KPIs каждого сотрудника HR-отдела было бы ошибкой, порталу HR-tv.ru рассказала Екатерина Горяная , руководитель группы консультантов международного кадрового xолдинга.

проверка hr, контроль hr, Екатерина Горяная, gi group, Формула Джека Филлипс, опрос 360 градусов, Метод Дейва Ульриха, Метод бенчмаркетинга, Метод ROI, отчеты эйчар, эйчар отчеты, цифры эйчар, отчеты HR, HR отчеты, цифры HR, Производительность труда, Соотношение основного и вспомогательного персонала, Затраты на персонал, Текучесть персонала

Как и любая функция в компании, HR-служба требует контроля и должна быть максимально эффективна для бизнеса. В зависимости от целей компании (стратегических, политических, идеологических) и ее специфики, HR-функция также имеет свое предназначение и цели.

Следовательно, вопрос эффективности HR-отдела должен быть согласован с глобальными целями компании.

Читайте также: Лукавые цифры: как собственнику верно прочесть HR-отчет

В самом общем значении основная функция HR-службы – это привлечение, удержание, развитие, поддержка персонала и бизнеса, а также минимизация всех возможных рисков, связанных с трудовыми отношениями. В различных компаниях руководители ожидают разных результатов от работы HR-департамента. В международных компаниях на HR возлагается стратегическая деятельность, ставятся задачи внедрения HR-политики и стандартов, принятых в штаб-квартире с последующей адаптацией на локальном рынке. В большинстве российских компаний, в основном, HR-отдел разрабатывает проекты для  повышения эффективности работы персонала, его удержания и минимизации потерь бизнеса.

Вопросы эффективности HR за последние пару лет вышли из тени, и работодатели задумались о том, что кроме оценки всех сотрудников компании, важно также и оценивать непосредственно HR-департамент, то есть HR из статуса субъекта превращается в объект оценки эффективности его действий.

Казалось бы, задача очень простая. Сразу приходит мысль оценивать KPIs каждого сотрудника HR-отдела индивидуально. Однако данная оценка будет не верна, так как KPIs каждого отдельного сотрудника может не совпадать с глобальными целями и стратегией и не будет являться ответом на вопрос эффективности конкретного подразделения.

Как правило, в HR-отдел входят специалисты, занимающиеся отдельными (а при возможности – их сочетают) направлениями, связанными с персоналом - кадровое делопроизводство (КДП), поиск и найм сотрудников, обучение и  развитие, охрана труда, компенсации и льготы. Для каждой из перечисленных функций существуют свои показатели KPI, разработанные компанией под свои цели и согласно внутренней политике. Например, эффективность рекрутмента определяется успешным закрытием позиции в соотношении со сроком и периодом «жизни» данного сотрудника в организации. Для бизнеса количество закрытых позиций не будет играть ключевой роли, однако показатели уменьшения текучки, привлечение профессиональных кадров и увеличение прибыли компании, укомплектованность, соотношение затрат  и прибыли в бюджете будут более приемлемы и понятны.

Если говорить об основных методах оценки качества HR-cлужбы, то можно выделить основные 5 методов:

1)        Экспертная оценка или опрос 360 градусов , линейный.

Компании разрабатывают список вопросов, на которые должны ответить все сотрудники компании – от специалистов начального уровня до топ-руководителей. Метод не дает полноценной картины, так как понимание функций и KPIs у каждого опрашиваемого на своем уровне.

2) Формула Джека Филлипса . Данный метод основан на 5 формулировках определения качественной работы сотрудников HR-службы:

а) оценка инвестиций в HR: соотношение расходов к операционным расходам;

б) соотношение всех расходов HR к количеству работников, то есть расход на единицу;

в) Количество отсутствий на рабочем месте: прогулы плюс количество работников, уволившихся неожиданно;

г) показатель удовлетворенности: число удовлетворенных сотрудников в % к общему количеству всех работающих в организации;

д) единство и согласованность в организации. Статистика по производству и оценке качества эффективности труда

3) Метод Дейва Ульриха также основан на 5 ключевых показателях:

а) производительность на 1 единицу сырья, на 1-го работника, на единицу з/п.     Хорошим считается показатель 7-10% от суммы, которую сотрудник зарабатывает для компании;

б) Скорость бизнес-процессов, измеряется временем;

в) расходы и затраты при проведении программных инициатив;

г) навыки работы, моральный климат, лояльность;

д) Скорость бизнес-процессов до нововведений и после;

е) Текучка кадров – соотношение количества уволившихся к общему числу персонала.

проверка hr, контроль hr, Екатерина Горяная, gi group, Формула Джека Филлипс, опрос 360 градусов, Метод Дейва Ульриха, Метод бенчмаркетинга, Метод ROI, отчеты эйчар, эйчар отчеты, цифры эйчар, отчеты HR, HR отчеты, цифры HR, Производительность труда, Соотношение основного и вспомогательного персонала, Затраты на персонал, Текучесть персонала

4) Метод бенчмаркетинга . В этом случае показатели деятельности HR сравниваются с аналогичными в других компаниях на схожем рынке. На Западе такая практика используется очень активно, однако в России этот метод не очень  популярен, так как многие компании не готовы афишировать свои результаты.

Читайте также: Цифры и риски. Главные показатели HR

5) Метод ROI («возвращение инвестиций»). Вычисляется путем разницы между доходами от HR-службы и соотношением всех затрат к затратам HR в % [u3]

Важно сказать, что каждый метод в отдельности интересен, однако не может быть расценен как единственный и идеальный, поэтому важно найти комбинацию, которая будет эффективна для отдельно взятой компании.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы