Нам бы день продержаться: 5 трендов в консалтинге
Почему бизнес в целом и консалтинг в частности так не любят загадывать на будущее; удалось ли построить цивилизованные отношения, о которых так много говорилось 10 лет назад, и какие надежды связаны с искусственным интеллектом и криптовалютами, порталу HR-tv.ru рассказал Александр Беспалов , гендиректор консалтинговой компании.
Тренд 1. «Консалтинг – это не плохо, а очень плохо».
Еще 10 лет назад я как-то давал интервью журналу Coach на тему консалтингового рынка в России. Тогда, помню, я сказал фразу «рынка консалтинга в России нет». Я имел в виду, что цивилизованного рынка консалтинга не сложилось – не было понимания у собственников и директоров бизнеса необходимости и полезности консультантов, не было культуры выстраивания отношения с консалтинговыми компаниями.
Прошло 10 лет, и сейчас я могу откровенно сказать – к сожалению, стало только хуже.
Мы надеялись на становление рынка и «цивилизованных» отношений в бизнесе. Получили – уход бизнеса в тень, полное отсутствие понимания перспектив, высочайшую неопределенность и риски.
Стратегический консалтинг мало кому нужен – потому что мало кто думает о стратегии. Прогнозы больше, чем на 1-2 года вперед вызывают разве что улыбку.
В условиях высокой неопределенности и политических и экономических рисках каждый старается выживать. Где уж тут понимание пользы консультантов.
Когда заказчик слышит, что «волшебную таблетку» ты ему предложить не можешь, и консалтинг (что стратегический, что операционный) – это двусторонний процесс, с полным вовлечением собственника и менеджмента компании, то он теряет и без того слабый интерес к консультированию.
Читайте также: 3 позитивные и 2 не очень тенденции в консалтинге
Тренд 2. «Не важно, что нужно придумать, чтобы вам не заплатить – я придумаю»
К сожалению, мы наблюдаем систематическое нарушение договорных обязательств заказчиками, под любыми предлогами (или без предлогов вообще), при этом от консультантов требуется выполнить обязательства, даже если это становится технически невозможно сделать.
Пример – необходимо оформить определенные документы для реализации проекта. Как их оформить для получения результата, знает только заказчик. На протяжении 3 месяцев и десятков напоминаний проекты оформления так и не получены. При этом отсутствие результата выставляется в претензию консультантам. А и Б, то есть причину и следствие, заказчик сложить не хочет или не может.
И таких примеров, к сожалению, масса.
При оплате подрядчиков и контрагентов, когда денег у компании на всех не хватает, консультанты автоматически становятся практически всегда в конец очереди.
Тренд 3. «Нам бы день продержаться, да ночь простоять»
Стратегические задачи сменяются больше оперативными. Запросы из разряда «как снизить издержки «в моменте» или оптимизировать налогообложение в этом квартале заменяют разумный долгосрочный подход к бизнесу, реальное планирование меняется на «авось».
По сути, мы откатываемся во многом обратно в 90-е, когда долгосрочные решения никто не принимал просто в силу отсутствия понимания, что завтра твое предприятие будет еще живо. Сейчас мы часто наблюдаем похожие явления.
Тренд 4. «Лучше мало, но свои»
Российский бизнес в большинстве своем так и не научился работать на мировом рынке. Частично из-за наплевательского подхода к другим и нежелания разбираться в чужом менталитете, изучать особенности и специфику ведения бизнеса в Европе или Азии, частично из-за высоких международных рисков и страха очередных совершенно непредсказуемых и «диких» взаимных санкций.
Причем проблема не в самих санкциях, а именно в непредсказуемости внешней политики государства, невозможности предсказать, с кем мы завтра будем «дружить», а с кем закроем границы. При таком подходе долгосрочные отношения с зарубежными партнерами выстраивать крайне сложно, а если учесть высокие инвестиции во внешнеторговые или зарубежные проекты, они становятся слишком рискованными.
Соответственно, многие бизнесы ориентируются на внутренний рынок, из чего складываются и запросы на консалтинг – внутреннее кредитование, субсидии и участие в гос. закупках, оптимизация работы внутри страны.
Бизнес становится снова «местечковым», теряя последние остатки конкурентоспособности на мировом рынке.
Тренд 5. «Выше только звезды»
Многие консалтинговые компании (и мы среди них) видят спасение в новых отраслях и технологиях, которые создают новые рынки или кардинально меняют старые.
Читайте также: За себя или команду? О мотивации в консалтинге
От разработок автоматизированных аналитических систем до вывода компаний на ICO (вместо IPO, которое в России практически умерло).
От искусственного интеллекта и больших данных до блокчейна и криптовалют.
Возможно, именно в этом выход для нашей столь нелюбимой многими отрасли.
По крайней мере, до тех пор, пока консультантов не заменит искусственный интеллект, нейросети и роботы.
P. S. Мнение автора не претендует на истину в последней инстанции, и автор будет крайне рад ошибиться в прогнозах.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?