На ошибках учатся? Почему так важно разрешать сотрудникам ошибаться

Патологическая зависимость от мнения окружающих толкает нас к тому, что мы боимся ошибаться. Помните картину «Опять двойка» художника Федора Решетникова? Явное осуждение в глазах и позе матери, тоскливый взгляд проштрафившегося школяра… О несостоятельности педагогических догм, царящих на советском и постсоветском пространстве, где гипероценивание и стыд буквально заложены в учебный процесс, написано очень много.

На ошибках учатся? Почему так важно разрешать сотрудникам ошибаться, Ольга Чижевская, Лига подиатрии, Подиатр, зависимость от мнения окружающих, управление персоналом, особенности управления персоналом, эффективность управления персоналом, повышение эффек

Тем не менее, в офисы выходят новые поколения сотрудников, страдающих «страхом перфекциониста». О том, почему именно боязнь ошибиться, а не сам промах – настоящий провал и путь в никуда для бизнеса — рассказывает исполнительный директор Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии», директор компании «Подиатр» Ольга Чижевская .

Читайте также: Как избавить сотрудников от страха ошибиться

«Непогрешимость» — опасное состояние, с неприятными, между прочим,  для бизнеса последствиями. Такой человек держит в уме: вдруг я что-то не то скажу, и тогда все поймут, что я не идеален. Страх буквально парализует . В состоянии замирания автоматически снижается мозговая активность, а креативность стремится к нулю. Сотрудники в буквальном смысле не чувствуют в себе смелости экспериментировать. И вот это уже провал!

«Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают»

На протяжении всей жизни каждый человек проходит через неудачи. Например, когда пробует новые стратегии в бизнесе, осваивает работу. Не все легко относятся к своим промахам. Кого-то это останавливает и погружает в пучину фрустрации и самообвинений. Мало что может быть более разрушительным для движения вперед.

Самые ценные знания всегда приходят через серию ошибок, поэтому промахи нам необходимы. Например, когда около двух лет назад мы формировали собственный отдел продаж (до этого работали с дистрибьютерами), то именно стратегия интенсивных проб и экспериментов (разумеется, не все из них в самом начале были успешными) привела нас к положительному результату на сегодняшний день

Думаю, в контексте уместно будет вспомнить историю изобретения электрической лампочки, которая удалась Томасу Эдисону с десятитысячной (!) попытки — все предыдущие тестовые экземпляры сгорели. Ученый тогда заявил, что ни одна попытка не была поражением: «Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают».

Дорога спокойствия ведет в болото стагнации

Вдосталь ошибался  и Джеймс Дайсон. Прежде чем он создал то, что смог продать, из его «гаража» вышло 5126 неудачных образцов пылесосов. Философия Дайсона заключалась в том, что  будущее компании буквально прокладывается по тропе ошибок и неудач. Дорога спокойствия ведет в болото стагнации. В этом смысле он видел опасность для бизнеса в том, чтобы изначально собирать в команду исключительно опытных бойцов. Показательной для меня является его цитата: «Я считаю, что опыт не является необходимым условием успеха. Даже наоборот, опыт может сослужить плохую службу. Ведь он говорит вам лишь о том, что работало в прошлом».

Во времена турбулентности логика, основанная на прежних представлениях об устройстве бизнеса, не работает. Успех приносят сотрудники, готовые пробовать новое.

Работа над ошибками — двигатель прогресса

Чтобы ошибаться «с пользой», необходимо анализировать каждый провал . По сути, так ведут себя ученые, когда проводят эксперименты. Каков бы ни был результат, он ведет нас к открытию.

Я рекомендую сотрудникам брать бумажный блокнот и записывать свои мысли по поводу случившегося. Это помогает структурировать мысли. Проанализировав ситуацию, не забываю напоминать коллегам о том, что рост любого специалиста начинается тогда, когда он… допускает новые ошибки, но не повторяет старые.

Важный момент! Рассуждая об ошибках, я не говорю о случаях халатности. Такое отношение к делу я считаю неприемлемым и предпочту расстаться с таким человеком.

Для себя самой я поняла следующее: нужно внимательно отслеживать свою реакцию на ошибки. Я говорю себе: раз я ошибаюсь — значит, я живу и развиваюсь. Дальше я прокручиваю в голове ситуацию, фиксирую опыт. В этот момент мой мозг формирует новые нейронные связи и это очень важно для выработки улучшенных алгоритмов работы на будущее.

«О боже, что я наделал!»

Прорабатывая с подчиненными ошибки, всегда ориентируюсь на психотип личности. Я уже рассказывала, что мы в компании пользуемся методологией MBTI (типология Майерс — Бриггс) и заранее предполагаем, как отреагирует тот или иной сотрудник на некий провал. В стрессе, а ошибаться — это стрессовая ситуация, даже высоко осознанный человек всегда ведет себя так, как велит ему его психотип.

Мы используем эту информацию при проведении адаптационных тренингов для новичков. «Опытные бойцы» знают, что я признаю «поощрение ошибок». То есть, я предполагаю, что любая задача, в которой есть инновационность, подразумевает обучение через ошибку.

Небольшой психологический лайфхак. Не хвалите сотрудника, превознося его качества: «Ты такой умный!» С пьедестала «умницы» очень страшно падать. Акцент на оценке личности, по мнению психологов, приучает бояться промахов. Умники и умницы же не ошибаются! Похвала может и должна быть направлена на действия, которые выполняет человек: «Ты усердно поработал в этом квартале!». Против правды, как говорится, не пойдешь. И никакая ошибка не отменит времени, проведенного на благо компании. А значит, такое одобрение не спровоцирует тот самый «страх перфекциониста».

Мышление роста…

В нашей компании прижилась практика наставничества. В том числе потому, что это позволяет новичкам получить вектор приложения сил, но не снимает с них ответственности и возможности ошибаться в процессе работы. При этом наставники работают так, чтобы у коллег не сформировалось состояние выученной беспомощности, хорошо выраженное в популярном меме: «ну не шмогла». Привычка воспринимать любое препятствие как непреодолимое характерна для компаний с тоталитарным стилем управления, где любые промахи порицаются и наказываются.

На ошибках учатся? Почему так важно разрешать сотрудникам ошибаться, Ольга Чижевская, Лига подиатрии, Подиатр, зависимость от мнения окружающих, управление персоналом, особенности управления персоналом, эффективность управления персоналом, повышение эффективности управления персоналом

Разумеется, осваивая новые направления, мы привлекаем профессиональных консультантов. Так, например, было при формировании глобального отдела продаж, так работает и во всех остальных сегментах моего бизнеса. Однако и в этом случае, мы не исключаем обучение через ошибки — даем людям проявить всю гибкость своего мышления и вынести необходимый опыт из происходящего.

Психологи выделяют такое понятие как мышление роста (growth mindset). Это особый взгляд на мир, в соответствии с которым все происходящее — не угроза, а возможности для развития, и поражение — всего лишь очередная ступенька к прогрессу.

Смотрите также: Кейс «Газпромбанка»: «Развитие культуры обратной связи»

… и «культ факапов»

Когда мы развиваем новое направление в нашей компании, я всякий раз напоминаю коллегам о том, что вероятность ошибки при этом достигает 90%. В бизнесе сегодня царит буквально «культ факапов». Мне попадались публикации о том, что американские инвесторы не рассматривают компании, которые не могут предъявить им опыта предыдущих неудач.

Итак, важно принять тот факт, что ошибки неизбежны, и донести его до своих сотрудников. Именно исправление ошибок позволяет лучше видеть ситуацию, досконально разобраться в ней и двигаться вперед. Главное, не относиться к своим промахам чрезмерно критически.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.