Программа или человек? Какие задачи подлежат автоматизации, а какие требуют талантов

Еще 20 лет назад казалось, что замена человека машиной останется захватывающим сценарием блокбастера, ведь не справится мир без людей? Сегодня мы встречаем нейросети, которые рисуют картины и играют в настольные игры, что закономерно рождает вопрос: «А точно ли люди — незаменимы?». Эксперт по профориентации, Президент Международной Ассоциации Экспертов по профориентации (IPEA, Франция) Дина Муштанова расскажет, какие задачи легко решит программа, а где по-прежнему будет нужен специалист.

Программа или человек? Какие задачи подлежат автоматизации, а какие требуют талантов, Дина Муштанова, развитие систем автоматизации, Программа или человек, перспектива развития автоматизации, развитие автоматизации и управления, развитие офисной автоматизации, оптимизация рабочего процесса, оптимизация процессов эффективность, оптимизация внутренних процессов

Что нам говорят тренды и ученые об использовании AI в современных профессиях?

Невинной забавой кажутся разработки, вроде GPT-3 от OpenAI Илона Маска — нейросеть, которая генерирует картины по запросу и тексты для них. Но это только на первый взгляд — подобные изобретения ломают наши привычные убеждения о том, что машина не способна на творчество и креатив. А если теперь сеть может стать художником, за чем останется наша, человеческая ценность?

Читайте также: Эффективность, продуктивность и результативность. Использование искусства в кадровой политике

Для того, чтобы разобраться, важно оценить два аспекта развития автоматизации в области выполнения задач: сама возможность использования искусственного интеллекта (AI) и финансовая рентабельность этой возможности.

Первый аспект рассматривает, насколько в конкретной деятельности машина может быть равноценна человеку. В 2021 году в России, к примеру, насчитывалось 326 роботов-учителей. В соотношении с учителями живыми, это очень маленький процент, однако, он уже занимает свое место в системе образования. Задачи Promobot — так зовут педагога-андроида, ограничены: он может читать лекции, демонстрировать контент, отвечать на вопросы, давать задания и загадки. В этом случае мы, вероятнее всего, можем наблюдать только частичную замену, ведь огромная часть работы педагога — это личное взаимодействие с каждым учеником, профессиональная эмпатия и «видение» сильных сторон отдельного ребенка или взрослого. Этот фактор можно обобщить как участие эмоционального интеллекта в рабочем процессе — там, где специалисту необходимо понимать эмоции, намерения, желания, и, одновременно, управлять своими. «Выдохнуть» сегодня могут профессии, которые включают анализ эмоций и потребностей, а также те, где от непосредственного общения зависит результат. В этот список войдут сферы: продаж, маркетинга, управления персоналом, IT, топ-менеджмента, консультирования, образования, медицины и строительства. Но, если детальнее рассмотреть свою работу, то и другим специалистам можно найти, где именно вы «касаетесь» другого человека, и насколько это можно отразить в цифрах.

Второй аспект исходит из того, насколько экономически выгодно заменить человека машиной . Бытует мнение, что робот обойдется дешевле — да, может выйти из строя, но совершает меньше ошибок, не нуждается в еде, отпуске и больничном. Однако, важно учесть тот факт, что простые задачи автоматизировать будет не всегда выгодно — здесь предприятиям чаще удобнее задействовать недорогой наемный труд, чем вносить крупные инвестиции в оборудование.

Первыми процессами, которые попадут под делегирование машинам, станут задачи из категории Помнить-Узнавать из таксономии Блума. Изначально, классификация мышления Чикагских ученых и психолога Бенджамина Блума использовалась для разработки и оценки учебных программ, и уже позже для оценки эффективности сотрудников в компании. Пирамида представляет собой градацию навыков, от простых (Помнить) до сложных (Создавать). На сегодняшний день профессиональные обязанности, которые начинаются со ступени Анализировать (или, по-другому, интерпретировать, опираясь на личный опыт) уверенно остаются человеческой прерогативой. Если вы делаете свою работу на автомате, не подключая творчество и неординарность решений — теория Блума станет отличным поводом задуматься о заменимости вашего присутствия.

Резюмируя: за нами остаются профессиональные миссии, в которых задействовано, буквально, творение и общение. И пока нейросети учатся справляться с первым, эмоциональный интеллект оставляет за человека большой список профессий.

Человеку нужен человек, а, точнее, гений

Возможно, это прозвучит литературно, но по-настоящему незаменим человек там, где он гениален. Слыша слово «гений» ассоциации появляются разные: кто-то вспомнит Сальвадора Дали, а кто-то восхитится искусством танца Майи Плисецкой, и уж точно каждый скажет себе: «Ну какой из меня гений?».

Но ваше профессиональное восприятие себя гарантированно перевернется, если вы рассмотрите это понятие с практичной стороны Томаса Эдисона: «Гений — это 99% труда и 1% вдохновения». Добавлю свой комментарий эксперта по профориентации: этот 1% — работа из вашей зоны гениальности, а все остальное, безусловно, практика и упорство. Всего 1% процент, который определяет ваш успех. Возможно, не сразу получится его найти, но когда он будет обнаружен, то все старания обретут смысл и результат.

Зона гениальности — термин Гая Хендрикса, доктора наук, а также психолога-практика, изучающего личную эффективность и саморазвитие. Хендрикс рассматривал и изучал несколько зон:

• Зона некомпетентности: то, что мы делаем откровенно плохо, или не умеем делать. Задачи из этой области гарантированно эффективнее передать специалистам. Например, вы не умеете создавать презентации, хотя говорите отменно. Убить неделю на слайды удовлетворительного вида, или ту же неделю заниматься тем, что у вас получается, и заплатить за презентацию дизайнеру?

• Зона компетентности: этот уровень задач определяется нашим удовольствием от выполнения. Если мы это делаем легко, но нас не радует процесс, то вряд ли здесь будут получены результаты выше средних.

• Зона превосходства: самая коварная ловушка. Тут нам уже и нравится, и получается лучше, чем у других — одним словом, на этом уровне задач нам комфортно. Но, как известно, комфорт редко ходит за руку с выдающимся успехом.

• Зона гениальности: чаще всего спрятана за предшествующей и редко бывает найдена, хотя всегда присутствует. Чаще всего преградой становится социальный комфорт и отсутствие необходимости «напрягаться». Гениальность требует усиленного мыслительного процесса, высокого уровня знаний и энергии, поэтому сюда добираются не все.

Классификация Хендрикса наглядно демонстрирует, что мы незаменимы, когда гениальны. Это не значит раздавать автографы на улицах и возглавлять списки миллиардеров, но деятельность из зоны гениальности всегда оставит след в жизнях других людей и счастье в собственной.

Программа или человек? Какие задачи подлежат автоматизации, а какие требуют талантов, Дина Муштанова, развитие систем автоматизации, Программа или человек, перспектива развития автоматизации, развитие автоматизации и управления, развитие офисной автоматизации, оптимизация рабочего процесса, оптимизация процессов эффективность, оптимизация внутренних процессов

Оставить конкурентов позади

Возможно, сейчас вы только на пути к раскрытию своей гениальности. И если автоматизация и глобальное внедрение AI кажется отложенной угрозой, то конкуренты существуют здесь и сейчас, и готовы в любой момент отобрать ваше место.

Чтобы не находиться в постоянном страхе отдать своих клиентов или деньги кому-то другому, достаточно развить несколько качеств, которые значительно отодвинут от вас всех остальных.

1. Самопрезентация. Здесь имеется в виду не навык выступления на публике, я предлагаю рассмотреть самопрезентацию, как умение выгодно продемонстрировать результаты своей работы. Особенную важность это качество приобрело в условиях «удаленки», где нет возможности наблюдать сотрудника за работой. Очень важно регулярно создавать отчеты, подсвечивать цифры и не убирать их в Облако, а отправлять своему начальству. Если вы работаете на себя, эта привычка станет отличным трекером вашего баланса «сделал-увидел результат».

Смотрите также: Автоматизация HR-процессов и единая экосистема для участников проекта — кейс Pepsico

2. Управление эмоциями. Способность контролировать тревожность и корректировать свое эмоциональное состояние. Очень многих внешние обстоятельства «выносят» из рабочего ритма, но здесь важно помнить: начальство не обязано решать ваши психологические проблемы. Может, но не обязано. Здесь я рекомендую взять ответственность за свое состояние, вовремя отслеживать «красные флаги» и находить ресурс.

3. Навык командной работы. Все большие проекты организованы людьми и через людей. Искусство нетворкинга — это не только умение фактически общаться, а навык быть эффективным в рабочей группе. Под группой понимается не только ваш привычный коллектив, но и новая цепочка межличностного взаимодействия , когда вам необходимо вместе прийти к результату.

Дополнительно, хочу отметить навыки системного мышления, гибкости и самореализации, когда человек готов взять ответственность за свое профессиональное развитие и не ждать, что придет кто-то и вознесет его до карьерных небес.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы