Какие функции директора можно и нужно делегировать?
Умение делегировать по праву считается компетенцией, необходимой каждому топ-менеджеру. Передача полномочий подчиненным позволяет оптимизировать рабочий процесс, повысить уровень доверия между сотрудниками и разгрузить руководителя. Только вот перепоручать не так просто, как кажется на первый взгляд. Недостаточно просто взвалить на подчиненных всю работу и ждать результатов.
«За» и «против» делегирования
Не буду расписывать, как все красиво. Как и у любого другого процесса у делегирования есть и плюсы, и минусы – не напрасно во многих российских компаниях действует принцип «Лучше я сам».
Читайте также: Как топу выбрать себе замов: вредные советы
Рассмотрим их.
Плюсы:
- экономия ресурсов компании (и времени, и средств);
- повышение мотивации сотрудников;
- развитие чувства ответственности у того, кто контролирует определенный участок работы;
- возможность руководителя заняться более сложными и значимыми задачами.
Минусы:
- риск, что работа будет выполнена менее качественно;
- можно делегировать задачи, но нельзя делегировать ответственность;
- риски, связанные с предоставлением сотруднику доступа к материалам, которые нельзя разглашать либо очень выгодно украсть;
- не все подчиненные с радостью воспринимают идею делегирования.
Как по мне, делегировать нужно. Да, можно сделать 14-часовый рабочий день и решать основную массу вопросов самостоятельно, однако тогда вы лишаете себя возможности участвовать в более сложных и интересных проектах. Тем более риски можно минимизировать.
Как понять, что пора делегировать?
Есть забавная шутка на этот счет. Директор компании приобрел книгу «Как стать хорошим директором», прочитал главу о делегировании, после чего перепоручил изучение книги подчиненному.
Это я к тому, что нужно понимать, когда делегировать. Рекомендую это делать как минимум в 5 случаях.
- Когда вы понимаете, что подчиненный справится с задачей лучше. Сейчас много узкопрофильных специалистов, которые лучше вас разбираются в том или ином направлении.
- Когда у вас банально не хватает времени заниматься всем. Право слово, вы же тоже человек.
- Когда у вас есть время, но выгоднее заняться чем-то другим.
- Когда вам просто что-то не нравится делать. Другой сотрудник, может, выполнит это с радостью, или вы договоритесь о взаимовыгодных условиях.
- Когда основная часть работы сделана, и нужно проработать детали.
Выбросьте из головы мысли вроде этих: «Я незаменим», «Если хочешь делать все хорошо, сделай сам», «Проще я сам сделаю, чем буду объяснять, как делать», «Мне не нужна помощь, я сам все могу». Это классические заблуждения. Если не бездумно перекладывать свои обязанности, а разумно подходить к делу, делегирование выгоднее.
Знаю один интересный пример. В компании «Евросеть» тщательно следят за руководителями отделов. Если кто-то из них перерабатывает, на него обращают внимание, рекомендуют перераспределить нагрузку между сотрудниками. Если и это не помогает, руководителю дают помощника. То есть, в любом случае заставят делегировать.
10 правил эффективного делегирования
«Одно дело – делегирование полномочий, и совсем другое – перекладывание ответственности. Делегирование полномочий значит: «Делайте это по-своему и при необходимости просите помощи». Перекладывание ответственности значит: «Делайте как хотите и не просите помощи, если что-то пойдет не так» (Джон Эдер, специалист по менеджменту). Осознайте эту разницу. Поймите, кому бы вы не поручали задачу, ответственный – вы.
А теперь еще 10 правил эффективного делегирования.
- Делегируйте задачи того уровня, который подчиненному по плечу. Не стоит просить менеджера по продажам сайт сверстать.
- «Продавайте» задачу. Новое всегда пугает, поэтому сотрудники не всегда охотно соглашаются выполнять делегированное. Объясните пользу, пообещайте вознаграждение, «продайте» задачу.
- Объясняйте подробности, указывайте дедлайн.
- При необходимости давайте обратную связь. Если поручаете задачу, которую подчиненный не умеет выполнять, то либо обучите этому, либо дайте материалы.
- Когда цель поставлена, убедитесь, что сотрудник все правильно понял.
- Контролируйте прогресс выполнения на каждом этапе работы (но не на каждом шагу).
- Если есть ошибки, критикуйте конструктивно и давайте советы.
- Хвалите, если результат вам понравился.
- Доверяйте своей команде.
Смотрите также: HR-проект компании Verny Capital стал кузницей лидеров
И еще что хочется сказать: не бойтесь уронить авторитет. Примите тот факт, что вы не можете быть номером один во всем, и с некоторыми задачами сотрудники справятся лучше чем вы. И после этого вас не перестанут уважать.
Делегируйте задачи правильно! Продуктивной работы!
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?